Сохранился в наших исследовательских закромах отчет 2013 года о протестных настроения казахстанцев, который мы хотим представить нашим читателям.
При рассмотрении основных причин недовольства среди граждан страны, а также причин, который могут стать поводом для их протестных выступления заметно, что в 2013 году в основном они (причины) носили социально-экономический характер. Это высокие цены на продукты питания и товары первой необходимости, высокие тарифы, низкие доходы населения, проблемы с трудоустройством, жильем. И именно эти же проблемыучастниками опроса рассматривались в качестве причин протестных выступлений.
С Отчетом можно ознакомиться здесь.
Сохранился в наших исследовательских закромах отчет 2008 года издания об отношении казахстанцев к полиции, который мы хотим представить нашим читателям. Опрос был проведен с использованием метода анкетирования, поэтому отношение представлено в процентном эквиваленте. Надеемся, что предлагаемая информация окажется полезной и даст пищу для размышлений.
С Отчетом можно ознакомиться здесь.
На фоне повышенного интереса к деятельности МВД и многочисленных предложение по реформированию данного органа, мы покопались в своих закромах, и хотим предложить отчет по результатам фокус-группового исследования 2008 года, который, с нашей точки зрения, не потерял своей актуальности.
Второй квартал 2018 года запомнился несколькими изменениями на политической арене страны. Прежде всего, на административно-территориальной карте Казахстана появился новый 17-й регион. Шымкент получил статус города республиканского значения, административный центр области перенесен из Шымкента в г.Туркестан, а Южно-Казахстанская область переименована в Туркестанскую.
Второе, о чем нужно упомянуть, это переформатирование деятельности министерства по делам религий и гражданского общества, которое переименовано в министерство общественного развития (МОР РК). Так что теперь, согласно указу президента, новому министерству переданы функции и полномочия министерства культуры и спорта по реализации государственной политики в сфере общественного согласия.
Однако, как показывают итоги опроса за второй квартал 2018 года, данные трансформации пока не сильно повлияли на результаты рейтинга, т.е., заметных подвижек в списке не наблюдалось.
Абсолютные лидеры
Лидирующую позицию в рейтинге продолжает удерживать председатель КНБ Карим Масимов (1 место; 5,36 балла). При этом он имеет оценки 5 баллов и выше по всем трем номинациям: авторитетность – 5,68 балла, эффективность - 5,05 балла, перспективность – 5,36 балла. Вторым лидером рейтинга является руководитель администрации Президента РК Адильбек Джаксыбеков (2 место; 4,83 балла).
Обращает внимание, что именно эта пара управленцев достаточно долгое время находится на самой верхней позиции рейтинга. Карим Масимов с того момента как стал председателем КНБ (с 4 квартала 2016 года) занимает первое место, и его влияние ни разу не оценивалось ниже 5 баллов из 7 возможных. И если в первом квартале т.г. при оценке наибольший акцент эксперты делали на его перспективности наряду с авторитетностью, то во втором – на усилении его авторитета. При этом некоторые эксперты отмечают нарастание его влиятельности: «Тихо и незаметно усиливает свое влияние, практически имея доступ ко всей информации», а другиепризнают за ним системность и организованность в управленческих подходах, «человек с системным мышлением. Может, кого угодно переиграть в правящей элите». Тем самым, можно сказать, что Масимов постепенно закрепляет за собой роль «серого кардинала», второго человека в элите, реализуя запрос на фигуру, сохраняющую внутриэлитный баланс, которой ранее выступал Н.Абыкаев.
Адильбек Джаксыбеков, в отличие от председателя КНБ, свою вторую позицию занимает со второго квартала 2017 года. Он остается одним из немногих управленцев, авторитетность которого всегда оценивают выше 5-ти баллов (в данном опросе – 5,18 балла), однако по другим номинациям его оценки сравнительно ниже. По итогам опроса, несмотря на то, что его оценки по сравнению с прошлыми рейтингами несколько улучшились, эксперты констатируют, что он «всех пока победил, но против него работает психологическая усталость».
Выше 4-х баллов
Выше 4-х баллов, но меньше 5-ти, во 2 квартале 2018 года из 48 персон, вошедших в список, набрал 13 политик.
Сохраняет третье место в рейтинге председатель президиума Национальной палаты предпринимателей Тимур Кулибаев (4,68 балла). Вместе с тем, отмечается постепенное снижение экспертных оценок по всем критериям: авторитетности его как личности (-0,5 п.п.), эффективности как менеджера (-0,3) и перспективности как политика (-0,6) («много социального пафоса не по теме появилось»).
Продолжает постепенно усиливать свои позиции в рейтинге посол РК в РФ Имангали Тасмагамбетов. Во втором квартале он поднялся с пятой позиции на третью-четвертую (4,68 балла). Эксперты не исключают его возвращения на руководящую должность: «по некоторым источникам есть вероятность возвращения его на одну из ключевых позиций в руководстве страны».
Не наблюдаются сдвиги в оценках председателя правления ФНБ «Самрук-Казына» Ахметжана Есимова (4,67 балла), и он потерял 4-позицию, опустившись на ступеньку ниже. Но следует отметить, что он почти год находится в первой пятерке, и высоко авторитетен (5,18 балла) («Высокий авторитет, но Есимов находится в конфликтной зоне, где пересекаются множество интересов. Тяжело»), также часть экспертов признает его перспективность, «потенциальный премьер».
Улучшил свою позицию в рейтинге один из самых стабильных управленцев генеральный прокурор Кайрат Кожамжаров (с 9 на 6 место; 4,36 балла). Прогресс произошел, прежде всего, из-за достаточно высокого показателя «эффективности» - 5 место («накопил большой массив компромата на всех лиц государства»).
Поднялись в рейтинге и значительно улучшили свои позиции аким города Алматы Бауыржан Байбек (с 15 на 10 место; 4,14 балла) и председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев (с 19 на 12 место; 4,08 балла) («укрепляет позиции, работает на результат»).
В адрес Байбека звучали и негативные комментарии экспертов: «усложняет жизнь горожанам. Нет коммуникации с обществом», но также звучали и в достаточной степени комплементарные мнения: «полный карт-бланш и особая поддержка со стороны Елбасы». Т.е., по существу обозначился еще один претендент на пост премьер-министра РК, который «показал, что не боится вносить коренные изменения, без предварительного планирования» и которого «ждут в столице. Опять».
На этом фоне потерял свои позиции аким города Астаны Асет Исекешев (с 6 на 8 место; 4,2 балла).
«Середняки»
В группу политиков-управленцев с совокупными показателями от 3 до 4 баллов вошли, как и в прошлом квартале, 26 персон.
По результатам второго квартала в эту группу «провалился» первый заместитель премьер-министра Аскар Мамин (с 10 на 15 место; 3,97 балла; -0,06 п.п.).
«Падением» квартала можно назвать значительное снижение рейтинга, с 12 на 20 место, главы правительства Бакытжана Сагинтаева. (3,66 балла; -0,30 п.п.). По оценкам экспертов, весной т.г. его имидж сильно пострадал («печальное зрелище: всеми отвергнутый, но не снятый премьер»), и произошло это во многом из-за слабой работы его «команды» («слабый кабинет, половина которого назначена не Сагинтаевым»). Вместе с тем, отдельные эксперты полагают, что критика работы Сагинтаева не совсем оправдана, и что ждать его скорой отставки не стоит: «Несмотря на постоянно циркулирующие в последнее время слухи о смене правительства, кабинет Сагинтаева продолжает работать и, по-видимому, проработает до осени этого года, а может быть дотянет и до зимы. Серьезных предпосылок для смены правительства пока нет. В пользу экономическому блоку «играет» хорошая макроэкономическая статистика. На повестке дня у правительства не осталось сложных реформ (возможно, за исключением единого социального платежа): внедрение ФСМС, работа над Налоговым кодексом и другие вопросы остались в минувшем году. Кабмину удается обходить острые углы и избегать скандалов. Во многом это заслуга Сагинтаева. Однако не отметить усиления премьера не может только слепой. И это главный предвестник того, что отставка правительства все-таки состоится в горизонте 6-12 месяцев».
Также заметно ухудшились рейтинги первого заместителя председателя партии «Нур Отан» Маулена Ашимбаева (с 21 на 31 место; 3,3 балла.) и председателя правления НК «КазМунайГаз» Сауата Мынбаева (3,36 балла; -0,5 п.п.). Судя по оценкам, в отношении руководителя правящей партии у некоторых экспертов были некоторые ожидания: «Оживил работу партии, сможет ли осуществить работу партии в регионах – покажет время. Партийный кадровый резерв в регионах фактически не работает», но, все-таки, участники исследования чаще разочарованы работой Ашимбаева на партийном посту: «перегорел», «тень», «никак себя не выразил».
Несколько улучшились оценки министра финансов Бахыта Султанова (с 30 на 22 место; 3,59 балла) («Надеется на нефть. Хороший спикер»), заместителя премьер-министра Аскара Жумагалиева (с 29 на 23 место; 3,57 балла) (««Цифровой» министр пока показывает много суматохи, практических результатов не видно. Посмотрим на результаты осенью, когда цифровой блок обещал выдать регулирование «Цифрового Казахстана»») и председателя Национального банка Данияра Акишева (3,45 балла; +0,40 п.п.) («Успел насолить многим банкам»).
«Новички»
Во втором квартале в списке оказалось два «новичка»: министр общественного развития Дархан Калетаев и новый аким нового города республиканского значения Габидулла Абдрахимов.
Новоиспеченного министра эксперты оценили средне – 3,16 балла. При этом, его перспективность как политика была оценена выше среднего – 28 место. Вместе с тем, эксперты считают, что пока его «рано оценивать».
Аким города Шымкент Абдрахимов Г.Р. по итогам рейтинга занял 37 место с 3,07 баллов.
Таблица 1. – Рейтинг управленческой элиты Казахстана (2-й квартал 2018 г.)
№ | ФИО | Итог | Авторитетность | Эффективность | Перспективность |
1 | Масимов К.К. | 5,36 | 5,68 | 5,05 | 5,36 |
2 | Джаксыбеков А.Р. | 4,83 | 5,18 | 4,50 | 4,82 |
3-4 | Кулибаев Т.А. | 4,68 | 4,95 | 4,32 | 4,77 |
3-4 | Тасмагамбетов И.Н. | 4,68 | 5,27 | 4,77 | 4,00 |
5 | Есимов А.С. | 4,67 | 5,18 | 4,32 | 4,50 |
6 | Кожамжаров К.П. | 4,36 | 4,45 | 4,32 | 4,32 |
7 | Нигматулин Н.З. | 4,32 | 4,64 | 4,23 | 4,09 |
8 | Исекешев А.О. | 4,20 | 4,18 | 4,00 | 4,41 |
9 | Назарбаева Д.Н. | 4,17 | 4,41 | 3,45 | 4,64 |
10 | Байбек Б.К. | 4,14 | 3,77 | 3,91 | 4,73 |
11 | Токаев К.К. | 4,12 | 4,50 | 3,82 | 4,05 |
12 | Шпекбаев А.Ж. | 4,08 | 4,19 | 4,14 | 3,90 |
13 | Утемуратов Б.Ж. | 4,08 | 4,45 | 4,05 | 3,73 |
14 | Абыкаев Н.А. | 4,00 | 5,18 | 3,77 | 3,05 |
15 | Мамин А.У. | 3,97 | 3,95 | 3,77 | 4,18 |
16 | Бисембаев А.А. | 3,89 | 4,18 | 3,68 | 3,82 |
17 | Асанов Ж.К. | 3,79 | 3,82 | 3,82 | 3,73 |
18 | Абдрахманов К.К. | 3,77 | 3,45 | 4,18 | 3,68 |
19 | Шукеев У.Е. | 3,67 | 3,65 | 3,75 | 3,60 |
20 | Сагинтаев Б.А. | 3,66 | 4,14 | 3,32 | 3,52 |
21 | Касымов К.Н. | 3,62 | 4,14 | 3,64 | 3,09 |
22 | Султанов Б.Т. | 3,59 | 3,59 | 3,59 | 3,59 |
23 | Жумагалиев А.К. | 3,57 | 3,50 | 3,45 | 3,75 |
24 | Касымбеков М.Б. | 3,56 | 3,95 | 3,55 | 3,18 |
25 | Досаев Е.А. | 3,56 | 3,67 | 3,48 | 3,52 |
26 | Мами К.А. | 3,48 | 3,82 | 3,50 | 3,14 |
27 | Ермекбаев Н.Б. | 3,47 | 3,40 | 3,35 | 3,65 |
28 | Акишев Д.Т. | 3,45 | 3,32 | 3,59 | 3,45 |
29 | Мынбаев С.М. | 3,36 | 3,59 | 3,32 | 3,18 |
30 | Бозумбаев К.А. | 3,33 | 3,50 | 3,14 | 3,36 |
31 | Ашимбаев М.С. | 3,30 | 3,14 | 3,18 | 3,59 |
32 | Жасузаков С.А. | 3,21 | 3,33 | 3,29 | 3,00 |
33 | Калетаев Д.А. | 3,16 | 3,10 | 3,05 | 3,33 |
34 | Келимбетов К.Н. | 3,15 | 3,18 | 2,86 | 3,41 |
35 | Сулейменов Т.М. | 3,15 | 3,05 | 3,18 | 3,23 |
36 | Имашев Б.М. | 3,09 | 3,32 | 3,00 | 2,95 |
37 | Абдрахимов Г.Р. | 3,07 | 2,90 | 3,10 | 3,20 |
38 | Касымбек Ж.М. | 3,06 | 2,91 | 3,05 | 3,23 |
39 | Абылкасымова М.Е. | 3,00 | 2,82 | 2,95 | 3,23 |
40 | Байжанов Г.Ж. | 2,97 | 2,89 | 3,22 | 2,79 |
41 | Атамкулов Б.Б. | 2,95 | 2,95 | 3,05 | 2,86 |
42 | Бекетаев М.Б. | 2,95 | 2,90 | 3,00 | 2,95 |
43 | Биртанов Е.А. | 2,94 | 3,09 | 2,91 | 2,82 |
44 | Абаев Д.А. | 2,89 | 2,82 | 2,64 | 3,23 |
45 | Годунова Н.Н. | 2,88 | 2,84 | 3,11 | 2,68 |
46 | Абдыкаликова Г.Н. | 2,85 | 2,73 | 2,77 | 3,05 |
47 | Мухамедиулы А. | 2,77 | 2,86 | 2,77 | 2,68 |
48 | Сагадиев Е.К. | 2,48 | 2,41 | 2,45 | 2,59 |
Начиная с 2008 года раз в два года ОФ ЦСПИ "Стратегия" задает казахстанцам вопрос о том, какую стратегию поведения они с высокой долей вероятности выберут в случае ухудшения социально-экономической ситуации в стране. Интерес представляет, способствует ли ухудшение экономических условий жизнедеятельности росту общественно-политической активности граждан.