Қазақстан тәуелсіздік алған уақыттан бері қиын да күрделі даму жолынан өтіп үлгерді. Егемендіктің алғашқы жылдарынан бастап шет мемлекеттермен қарым-қатынаста таңдап алынған көпвекторлы саясат белгілі бір деңгейде мемлекеттігіміз бен тәуелсіздігімізді нығайтып, халықаралық қатынас жүйесіне жеке ел болып еркін кіруімізге ықпал етті.
Қазақстан өзінің сыртқы саясатында Ресеймен, Қытаймен, Батыс әлемімен, мұсылман елдерімен және Орталық Азия мемлекеттерімен жан-жақты тығыз қарым-қатынасты дамытып келеді. Осы орайда, еліміздің ұстанатын сыртқы саясатына қатысты халықтың пікірі қандай деген сұрақ туындайды. 2008 жылдан бері «Стратегия «ӘСЗО»» ҚҚ соңғы жылдары жүргізіп келе жатқан әлеуметтік сауалнамалар нәтижесі көрсеткендей Қазақстан азаматтарының көзқарасы өзгеріс үстінде. Осыған дәлел ретінде 2008 жылдарда халықтың негізгі бөлігі (36%) Ресеймен және бұрынғы одақтас мемлекеттермен қарым-қатынас орнатуды дұрыс көргенін келтіруге болады. Ал қазіргі таңда сыртқы саясаттың бұл бағытын құптайтындардың саны бар болғаны 14% құрайды. Бұл өзгеріс кенеттен пайда болған бетбұрыс емес, соңғы 10 жыл ішінде жүргізілген зерттеулер көрсеткендей, әр жыл сайын азайып келе жатқан тенденция екендігін атап өту қажет.
Диаграмма 1. – Қазақстандықтардың пікірі бойынша мемлекеттің сыртқы саясаттағы бағдары
Қазақстанның сыртқа саясатын жүргізуде Ресейдің орнын басатын сенімді бағдар рөліне қазіргі таңда екі бағыт таласу үстінде. Олардың қатарына 2018 жылғы сауалнама нәтижесінде ең көп үлеске ие болған (35%) «Қазақстан ешкімге бағдарланбай өзінің жеке мүдделерін ойлау қажет» деген нұсқа мен жоғарыда аталып өткен көпвекторлы сыртқы саясат жатады. Сауалнамаға қатысқан респонденттердің 27% көпвекторлы саясатты таңдау арқылы Қазақстан Қытай, Ресей және АҚШ секілді әлемдік алпауыттардың арасында сәтті икемделіп, өзінің мүдделерін қорғап қала алады деп есептейді. Соңғы 10 жылда жүргізілген сауалнамалар нәтижесіне сүйенетін болсақ, сыртқы саясаттағы аталған екі бағыт алма-кезек үстемдік құрап келеді. Осыған қоса, соңғы жүргізілген зерттеу қорытындысы бойынша АҚШ және басқа да Батыс әлемінің мемлекеттерімен қарым-қатынасты нығайту қажет деп есептейтін Қазақстан азаматтарының үлес салмағы 5 пайызға дейін артқандығына назар аудара кету қажет.
Сауалнама нәтижесіне талдау жасайтын болсақ, Қазақстандағы әрбір әлеуметтік-демографиялық топтың сыртқы саясатқа байланысты өзіндік пікірі қалыптасқанын көруге болады. Нақтырақ айтатын болсақ, қазақ ұлтының өкілдері шет мемлекеттермен қарым-қатынаста жеке мүддеге сай әрекет етуді құптаса, орыс ұлты Ресеймен жақындықтың сақталғанын қалайды. Әртүрлі жас өкілдерінің берген жауаптарына назар аударсақ, еліміздегі жастар АҚШ пен Батыс мемлекетерімен жақындасуды қолдаса, орта буын өкілдері көпвекторлы саясаттың дұрыс екендігін алға тартады, ал жасы 65-тен асқан азаматтар Ресеймен, бұрынғы одақтас мемлекеттермен және ислам әлемімен арақатынастың нығайа беруін аңсайтыны байқалады. Қазақстанның өңірлеріндегі айырмашылықтарға тоқталатын болсақ, Ақтөбе мен Қызылорда сияқты қазақтар көптеп қоныстанған облыстарда сыртқы саясатқа ешкімге бағдарланып қажеті жоқ деп шешкен респонденттер жиі кездессе, солтүстігімізде орналасқан Павлодар және СҚО тұрғындары Ресейді негізгі серіктес деп таниды. Осыған қоса, Атырау, БҚО және Алматы облыстарының тұрғындары ислам әлеміне бет бұруды дұрыс санаса, оқу орнында оқитын студенттердің басым бөлігі АҚШ пен Батыс елдеріне түзеле дамуды құп көреді.
Кесте 1. – Қазақстандықтардың пікірі бойынша мемлекеттің сыртқы саясаттағы бағдары (әлеуметтік-демографиялық топтар бойынша)
№ | Сыртқы саясат бағдары | Әлеуметтік-демографиялық топтар |
1 | Қазақстан өзінің жеке мүдделерін ойлау қажет | Қазақ (37%); ауыл (41%); Ақтөбе, Қызылорда облыстары; 18-24 жас (39%) |
2 | Көпвекторлы саясат | 35-54 жас (31%);); жоғары білімді (30%); қала тұрғындары (29%); Алматы қ. және Қарағанды облысы |
3 | Ресей және ТМД елдері | Орыс (25%) және басқа ұлттар (24%); қала (15%); 65+ жас (20%); қала тұрғындары (16,4%); Павлодар және СҚО |
4 | АҚШ және батыс әлемінің мемлекеттері | 18-24 жас (8%); басқа ұлт өкілдері (6%); студенттер (7,5%) |
5 | Ислам әлемінің елдері | Қала тұрғындары (5%); 65+ жас (6,6%); Атырау, Алматы және Батыс Қазақстан облыстары |
Илеуова Гульмира, президент ОФ «ЦСПИ «Стратегия»
В выступлении я буду приводить данные разных исследований, которые провели сотрудники Фонда, начиная с 2004 года. Сделаю это большей степени для того, чтобы обозначить свое представление о взаимоотношениях населения и государства в вопросах социальной политики.
Прежде всего, хочу напомнить, что основная масса социальных ожиданий населения, особенно взрослой его части, была сформирована в советский период с его достаточно мощной социальной политикой.
Еще в начале выступления хотела бы напомнить или рассказать тем, кто не помнит, некоторые выводы исследования, которое было проведено в 1996 году Институтом развития Казахстана «Республика Казахстан: «красный» рассвет на пороге XXIвека?» (типы политического сознания и перспективы неокоммунизма по результатам социологического опроса).
«В масштабах республики наблюдается резкое отличие доминирующих идеологий. Приоритеты интересов респондентов отличаются своей направленностью и, зачастую, прямо противоречат друг другу в координатах политической системы, прав личности, наций, государства, в вопросах доминирующего типа собственности, а также социальной роли государства…
Общественное сознание заключает в себе элементы прокоммунистической, этатистсткой, националистической, праволиберальной и демократической идеологий…
В вопросах роли государства в проведении социальной политики большинство респондентов выделили принцип социальной защиты только для наиболее социально уязвимых слоев общества». Это, по мнению авторов, «говорит о высоком уровне понимания новой роли государства в новой системе общественных отношений».
По данным, представленным на Диаграмме 1, авторы приходят к мнению, «что 45% опрошенных выступили против углубления социального неравенства и 44,5% предпочли расслоение равенству результатов, что говорит о примерно равной поддержке моделей государства – «ночного сторожа» и государства «всеобщего благоденствия».
Также стоит отметить, что один из главных выводов исследования фиксирует, что «противоречивость массового сознания выражается в ярко выраженном дисбалансе экономического и политического компонентов его структуры. Если в экономических вопросах доминирует коммунистический подход, то в политике преобладает демократический. Зафиксирована явная установка на «авторитаризм наоборот» (поставленный с ног на голову), а не на классический авторитаризм, т.е., на свободную политическую сферу при несвободной экономике».
Диаграмма 1. – Как Вы относитесь к проблеме углубления социального неравенства? (№=2910, 19 регионов, выборка квотная, 1996 г.)
Но уже в исследовании, проведенной нами в 2004 году, стала проявляться неудовлетворенность населения социальной политикой государства, отсутствием системы социальной поддержки и защиты, и нарастающей социальной дифференциацией.
Диаграмма 2. – Что можно назвать самой большой потерей для общества за годы независимости? (№=1200, 9 регионов, выборка квотная, 2004 год)
В исследовании 2010 года, в котором опрашивались и население, и бизнес, мы пришли к выводу, «что:
- экономика Казахстана становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов, т.е. она либеральная (22 (население) -26 (МСБ)%);
- экономическая стратегия корпоративна, т.е. она реализуется в эгоистических интересах властвующего социального слоя (корпорации) за счет снижения уровня жизни граждан (26 (население) -28 (МСБ) %).
В целом, в 2010 году в обществе отсутствовало целостное представление о реализуемом в Казахстане стратегическом направлении социально-экономического развития. Не было сформировано общее мнение о том, в чьих интересах осуществляется развитие страны. Единственным общим представлением для населения и МСБ являлось то, что не наблюдалось усиления роли государства в экономике, что могло означать и продолжение курса на либерализацию экономической жизни, и подмену общегосударственных интересов интересами отдельных групп (корпораций)». Прошу зафиксироваться на последнем моменте.
Диаграмма 3. – Какой вид экономической стратегии, по Вашему мнению, реализуется в современном Казахстане?
(опрос населения; №=1100, 9 регионов, выборка квотная, 2010 год)
Опрос 2016 года продемонстрировал высочайший уровень запроса населения к государству: по мнению подавляющего числа казахстанцев, государство должно нести полную ответственность за ситуацию в социальной сфере, как основной актор социально-экономической политики.
Диаграмма 4. – С каким из нижеприведенных утверждений Вы согласны?
(ответ «согласен», №=1600, 16 регионов, выборка квотная, 2016 год)
Исследование ноября 2018 года подтвердило поддержку населением патернализма [1]. Более 70% опрошенных считает, что государство должно: создавать условия для обеспечения работой всех, кто желает трудиться; осуществлять контроль над ценами на потребительские товары; обеспечивать каждому гарантированный прожиточный минимум.
Диаграмма 5. – Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями…
(ответ «согласен», №=1600, 17 регионов, выборка квотная, 2018 год)
Что мы имеем в итоге?
Хотела бы выдвинуть такую гипотезу. К сожалению, мы не проводили еще раз исследование о том, какая именно экономическая стратегия реализуется в Казахстане в настоящий момент, но можно предположить, исходя из имеющихся реалий, что корпоративная экономическая стратегия превалирует.
Отсюда следующий вывод. Мы в Казахстане видели только две формы управления – государственную (советского типа) и нынешнюю корпоративную/групповую. Запрос на усиление/повышение роли государства можно рассматривать как требование населения (основанное на недовольстве результатами социальной политики) смены корпоративной модели управления, т.е., смены неэффективного менеджемента. При этом другого арбитра/гаранта защиты интересов, кроме государства, у населения нет. Но ирония судьбы в том, что именно наше современное государство создало эти удобные для монополистов неконкурентные условия, которые население не в состоянии изменить.
Можно выдвинуть предположение/прогноз, что запрос на этатизм [2] в стране будет возрастать в любой политической оболочке (автотритаризм, например), и при этом поворот на либерализм в ближайшие годы вряд ли возможен.
[1] Патернали́зм (лат. paternus «отцовский, отеческий») — система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, которые в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как публичного, так и частного (Википедия).
[2] Этати́зм (госуда́рственничество) (от фр. État — «государство») — идеология, утверждающая ведущую роль государства в политической жизни, включая подчинение интересов как отдельных людей, так и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни (Википедия).
«Стратегия «ӘСЗО»» Қоғамдық Қоры
«Стратегия «ӘСЗО»» қоғамдық қоры 2018 жылдың қараша айында «Еуразиялық Монитор» жобасының аясында әлеуметтік сауалнама жүргізді[1].
Зерттеу қорытындысы көрсеткендей, көптеген жылдар бойы халықтың аймақ басшыларына беретін бағасы өзгеріссіз қалуда. Соңғы жүргізілген сауалнама нәтижесі бойынша облыс/қала әкімдерінің жұмыстарын қолдау деңгейі 46%-ды құрайды. Бұл көрсеткіш 2004 жылғы сауалнама қорытындысы бойынша 49% болса, 2014 жылы 47%-ға тең болған. Яғни, соңғы 15 жыл ішінде орташа есеппен алғанда аймақ басшыларының іс-әрекеттері тұрғындардың жартысынан ғана қолдау табуда және облыс әкімдерінің халық алдындағы беделінің өсуі байқалар емес.
Облыстық және республикалық маңызы бар қалалық әкімдердің қызметін бағалау деңгейіне салыстырмалы талдау жасау мақсатында әкімдердің қызметін бағалау Индексі енгізілді [2]. Индекс бірнеше айнымалылардан алынған мәліметті бір көрсеткішке біріктіруге мүмкіндік береді. Осыған қоса, алынған Индекс бақылаудағы көрсеткіштің шкаладағы мәнін көрсетіп, салыстырмалы талдау жасауға мүмкіндік береді.
Диаграмма 1. – Облыс/қала әкімдерінің қызметін бағалау Индексі
Алынған нәтижелерге сай, сауалнама қатысушыларының аймақ басшыларына берген бағалары аса қатты ерекшеленеді (ең төмен индекс -0,74, ең жоғары +0,60). Зерттеудің қорытындысы бойынша Алматы қаласының әкімі Бауыржан Байбектің еңбегі ең жоғары деңгейде бағаланды. Рейтингтің алғашқы үштігіне оңтүстік астананың басшысынан бөлек, еліміздің аймақтық құрылымында жақында пайда болған жаңа қала – Шымкент қаласының және Павлодар облысының әкімдері кіріп отыр.
Жоғарыда аталған аймақ басшыларынан бөлек 7 облыс әкімі мемлекет бойынша орташа бағадан жоғары бағаланды. Олардың ішінен Индекс мәні 0,4-тен асқан Атырау, СҚО, Қостанай, Ақмола және Қарағанды облыстарының әкімдерін атап өтуге болады. Шығыс Қазақстан облысы мен атауын ауыстырып, қайта құрылған Түркістан облысының басшылары орта деңгейде бағаланып отыр.
Әкімдік қызметі ортадан төмен бағаланған әкімдердің қатарына Ақтөбе, Алматы, Қызылорда, Маңғыстау және Батыс Қазақстан облыстары мен Астана қаласының жақында сайланған әкімдері жайғасты. Барлық аймақ ішінен ең төмен бағаланған және теріс мәндегі Индекске ие болған жалғыз әкім ретінде Жамбыл облысының басшысы танылды.
Сауалнама барысында әр облыс тұрғындарын аса қатты толғандыратын мәселелердің тізімі жасалды [3]. Зерттеу нәтижесі елімізде барлық аймақ тұрғындарын бірдей деңгейде мазалайтын мәселелер де, жеке бір аймақтарға тән ерекше сұрақтар да кездесетінін көрсетті. Аса өзекті мәселелер рейтингін бағалардың өсуі мен инфляция бастап отыр. Қымбатшылық 17 аймақтың 13-інде ең өзекті қиыншылыққа айналған. Бағаның өсуі мен инфляцияның ізінен жұмыссыздық мәселесі халықты аса қатты толғандырады. Жұмыстың жоқтығы 16 облыстағы аса өзекті 5 мәселенің қатарын толықтырып отыр, оның ішінде, 4 облыста алғашқы орында орналасқан. Еліміздегі экономикалық ахуал да біздің мемлекет үшін маңызды мәселелердің үштігіне кіреді.
Осыған қоса, қазақстандықтарды денсаулық сақтау және білім беру жүйесі сынды әлеуметтік маңызы зор салалардағы қиыншылықтар да жоғары деңгейде мазалайтыны байқалады. Жалпы мемлекеттік деңгейде өзекті болып табылатын мәселелер қатарына нашар мемлекеттік басқару мен коррупцияны, зейнетақының төмен мөлшерін жатқызуға болады.
Кесте 1. – Қазіргі уақытта біздің мемлекетіміз үшін маңызды мәселелер (өңірлер бойынша)
№ | Аймақтар |
Мәселелер
|
1 | Ақмола | Бағалардың өсуі, инфляция (42%); Жұмыссыздық (19%); Нашар мемлекеттік басқару, коррупция (19%); Төмен зейнетақы(18%); Тұрғын үй мәселесі (15%). |
2 | Ақтөбе | Бағалардың өсуі, инфляция (65%); Экономикалық ахуал (26%); Денсаулық сақтау жүйесінің нашар жағдайы (19%); Нашар мемлекеттік басқару, коррупция (17%); Білім беру жүйесінің нашар жағдайы (13%) |
3 | Алматы | Бағалардың өсуі, инфляция (40%); Жұмыссыздық (31%); Экономикалық ахуал (15%); Қылмыс (14%); Терроризм (9%) |
4 | Атырау | Жұмыссыздық (48%); Білім беру жүйесінің нашар жағдайы (19%); Жоғары салықтар (16%); Қылмыс (15%); Төмен зейнетақы (15%) |
5 | Шығыс Қазақстан | Бағалардың өсуі, инфляция (39%); Жұмыссыздық (21%); Экономикалық ахуал (20%); Нашар мемлекеттік басқару, коррупция (16%); Денсаулық сақтау жүйесінің нашар жағдайы (15%) |
6 | Жамбыл | Жұмыссыздық (62%); Бағалардың өсуі, инфляция (49%); Нашар мемлекеттік басқару, коррупция (25%); Төмен зейнетақы (13%); Экономикалық ахуал (12%) |
7 | Батыс Қазақстан | Бағалардың өсуі, инфляция (31%); Жұмыссыздық (26%); Жоғары салықтар(15%); Төмен зейнетақы (5%); Білім беру жүйесінің нашар жағдайы (5%) |
8 | Қарағанды | Бағалардың өсуі, инфляция (54%); Тұрғын үй мәселесі (32%); Денсаулық сақтау жүйесінің нашар жағдайы (14%); Жұмыссыздық (12%); Нашар мемлекеттік басқару, коррупция (9%) |
9 | Қостанай | Бағалардың өсуі, инфляция (57%); Экономикалық ахуал (19%); Қылмыс (18%); Жұмыссыздық (17%); Нашар мемлекеттік басқару, коррупция (15%) |
10 | Қызылорда | Жұмыссыздық (53%); Бағалардың өсуі, инфляция (46%); Қылмыс (39%); Денсаулық сақтау жүйесінің нашар жағдайы (16%); Экономикалық ахуал (15%) |
11 | Маңғыстау | Жұмыссыздық (49%); Тұрғын үй мәселесі (38%); Бағалардың өсуі, инфляция (27%); Білім беру жүйесінің нашар жағдайы (16%); Денсаулық сақтау жүйесінің нашар жағдайы (15%) |
12 | Павлодар | Бағалардың өсуі, инфляция (25%); Жұмыссыздық (16%); Тұрғын үй мәселесі (14%); Экономикалық ахуал (14%); Денсаулық сақтау жүйесінің нашар жағдайы (12%) |
13 | Солтүстік Қазақстан | Бағалардың өсуі, инфляция (57%); Жұмыссыздық (31%); Экономикалық ахуал (16%); Төмен зейнетақы (14%); Тұрғын үй мәселесі (10%) |
14 | Түркістан | Бағалардың өсуі, инфляция (45%); Жұмыссыздық (35%); Денсаулық сақтау жүйесінің нашар жағдайы(22%); Қоғамдық көлік мәселелері (17%); Төмен зейнетақы(13%) |
15 | Астана қ. | Бағалардың өсуі, инфляция (32%); Экономикалық ахуал (26%); Тұрғын үй мәселесі (19%); Нашар мемлекеттік басқару, коррупция (16%); Жұмыссыздық (12%) |
16 | Алматы қ. | Бағалардың өсуі, инфляция (48%); Жұмыссыздық (42%); Тұрғын үй мәселесі (24%); Қылмыс (19%); Экономикалық ахуал (13%) |
17 | Шымкент қ. | Бағалардың өсуі, инфляция (61%); Денсаулық сақтау жүйесінің нашар жағдайы(38%); Жұмыссыздық (31%); Төмен зейнетақы(16%); Білім беру жүйесінің нашар жағдайы (16%) |
Әр облыстардың тұрғындары үшін біздің мемлекеттегі маңызды мәселелердің басым бөлігі ұқсас болғанымен, кей облыстардың өзіндік ерекшеліктері де байқалады. Мысалы, Астана, Алматы қалаларында және Ақмола, Қарағанды облыстарында тұрғын үй мәселесі өзекті болса, Алматы қаласының, Алматы және Атырау облыстарының тұрғындары қылмыс санының өсуіне көбірек назар аударады. Осыған қоса, зерттеу нәтижесін талдау барысында жеке облыстарға тән мәселелер де анықталды. Олардың қатарына, Түркістан облысындағы қоғамдық көлік мәселесін және Алматы қаласындағы терроризмнен қорқуды жатқызуға болады.
Бірқатар облыстарда тұрғындардың белгілі бір бөлігі (1%-дан 78%-ға дейін) аймақ басшыларының қызметін бағалау кезінде жауап беруге қиналатындарын білдірді. Көп жағдайда жауап беруге қиналған респонденттердің үлесі жоғары болуы кейбір әкімдердің Индексінің төмен болуына ықпал етті деп айтуға болады. Осыған қоса, аймақ тұрғындары өздерін мазалайтын мәселелерді облыс басшыларының атқарған жұмысымен байланыстыра бермейтіні де байқалады. Бұл жағдай бір жағынан әкімдік корпус үшін ыңғайлы болғанымен, жергілікті билік өкілдері өздеріне сеніп тапсырылған аймақтардағы жағдайды толық түсінбей, қажет жағдайда өз облысының тұрғындарының көңіл-күйіне ықпал ететін құралдарға ие еместігін де көрсетеді.
[1] Сауалнама «Еуразиялық монитор» жобасының аясында 2018 ж. қараша айында жүргізілді, таңдау – жалпыхалықтық, , №=1600, қала және ауыл тұрғындары сауалнамаға қатысты.
[2] Индексті есептеу барысында топтарды теңестіру мақсатындағы индексті есептеу әдісі қолданылды. Әрбір әкімнің жұмысын бағалау индексі төмендегі формула бойынша есептелді:
Iс = (n+-n-)/(n++ n-+n0),
бұл жерде: n+ - әкім жұмысын «жақсы» деп бағалаушылар саны;
n- - әкім жұмысын «нашар» деп бағалаушылар саны;
n0 – жауап беруге қиналушылар саны.
Есептеу нәтижесі бойынша индекстер +1-ден -1-ге дейінгі мәнге ие бола алады, бұл жерде +1 – толық қолдау, -1 – мүлдем қолдамау.
[3] Таңдауға берілген мәселелер тізіміне қылмыс деңгейі; экономикалық ахуал; бағаның өсуі, инфляция; жоғары салық; жұмыссыздық; терроризм; сыртқы саясат және қорғаныс; мигранттардың көп келуі; тұрғын үй мәселесі; қоғамдық көлік мәселесі; денсаулық сақтау жүйесінің нашар жағдайы; білім беру жүйесінің нашар жағдайы; төмен зейнетақы; қоршаған орта жағдайы; нашар мемлекеттік басқару, коррупция сынды мәселелер кіреді.
ОФ «ЦСПИ «Стратегия»
Ноябрьский опрос населения Казахстана показал неутешительные итоги 2018 года
Прежде всего, надо заметить, что наши замеры последних трех лет показывают примерно одну и ту же картину доходов подавляющей части казахстанцев: 35% семей имеют совокупный семейный доход в диапазоне от 50 до 100 тыс. тенге, еще 37% - от 101 до 200 тыс. тенге при среднем размере семьи 3,6-3,9 человека. Т.е., в среднем на одного члена семьи приходится от 12,5 до 50 тыс. тенге в месяц.
Вместе с тем, опрос 2018 году показал значительное снижение (-10%) количества опрошенных, которые оценивают материальное положение своей семьи как среднее. При этом на протяжении последних пяти лет число респондентов, которые считают, что материальное положение их семьи хорошее, остается примерно на одном уровне 37-40%. Не меняется и число тех, кто считает, что их материальное положение плохое (6-8%). Однако в 2018 году в 4 раза увеличилась доля тех, кто затруднился с оценкой материального положения своей семьи (с 2 до 8%).
Диаграмма 1. – Оценка материального положения семьи
Опрос ноября зафиксировал и самый низкий, начиная с 2010 года, показатель удовлетворенности населения своей жизнью – 70%. На Диаграмме 2 видно, что тренд на понижение начался в 2015 году (с 81%), а по сравнению с прошлым, 2017 годом, показатель удовлетворенности упал на 5 п.п.
Среди тех, кто не удовлетворен своей жизнью, чаще встречаются представители таких социальных групп, как: горожане, респонденты старше 55 лет, безработные и пенсионеры, члены неполных семей.
Диаграмма 2. – Оценка удовлетворенности жизнью
Ухудшение оценок материального положения и удовлетворенности жизнью не могло не оказать влияния и на уровень социального оптимизма. Ноябрьский опрос показал, что только 42% опрошенных полагают, что через год они будут жить лучше, чем сегодня. Только треть респондентов думает, что они будут жить так же, как сейчас (-6% по сравнению с 2017 годом). Доля тех, кто считает, что будет жить хуже остается на уровне прошлого года (3%). Вместе с тем, обращает внимание, что каждый пятый затруднился с ответом на вопрос о своем будущем.
Диаграмма 3. – Оценка социального оптимизма
Вместо вывода. Если проанализировать оценки социального оптимизма за последние 15 лет (Диаграмма 3), то можно заметить, что за этот период было зафиксировано два значительных спада социальных настроений – 2008-09 г.г. и 2016-18 г.г. При этом кризис 2008-09 г.г. был непродолжительным, и настроения населения сравнительно быстро восстановились до прежнего уровня. В данное время мы находимся в трехлетнем периоде значительного снижения социального оптимизма, и, возможно, что негативный тренд начинает перерастать в тенденцию.
[1] Опрос проведен в рамках проекта «Евразийский монитор», выборка – общенациональная, №=1600.
В третьем квартале 2018 года произошли значительные изменения в составе управленческой элиты страны, которые нашли отражение в рейтинге. Первое, и самое главное, Адильбек Джаксыбеков потерял должность руководителя Администрации Президента, уступив ее Асету Исекешеву. Эта ротация автоматически повлекла за собой перемещения и на других ступенях власти.
Второе. Руководитель АП, как показывают наши многолетние замеры, - это всегда первое место рейтинга. Так было при руководителях АП Калмурзаеве, Абыкаеве, Мусине… Однако Джаксыбеков «нарушил» сложившуюся традицию, занимая, будучи руководителем Администрации, только второе место после председателя КНБ Карима Масимова. Сейчас Джаксыбеков ушел, Исекешев пока на пути к вершине, а образовавшийся вакуум влиятельности уже начал притягивать другие персоны из числа элитариев. Именно поэтому, на наш взгляд, в рейтинге третьего квартала на втором месте находится руководитель ФНБ «Самрук Казына» Ахметжан Есимов, безусловно, авторитетный человек («последний представитель старой гвардии в правящей обойме»), вместе с тем, занимающий не самое высокое место в государственной вертикали власти.
Третье. Опрос выявил значительное падение рейтинга министра внутренних дел Калмухамбета Касымова (с обычного 20-21 места на 30), прежде всего, за счет снижения показателя эффективности. Однако при этом он удержался в группе «середняков», и это может свидетельствовать о том, что Касымов все еще не исчерпал свой ресурс влиятельности и востребованности («Даже после публичной поддержки президентом вызывает общественное недовольство»; «На его оценку влияет, с одной стороны, однозначно негативная общественная реакция после убийства Тена, с другой, – то, что он, в который раз, смог удержаться на своей должности. Что-то или кто-то держит его на министерском посту»).
Лидеры
Лидирующую позицию в рейтинге продолжает удерживать председатель КНБ К.Масимов (1 место; 5,29 балла, см. Таблицу 1). Как и во втором квартале, он имеет оценки 5 баллов и выше по всем трем номинациям: авторитетность – 5,58 балла, эффективность - 5,08 балла, перспективность – 5,23 балла («Карим Масимов ушел с публичного поля, что, впрочем, естественно для должности председателя КНБ, но продолжает методично укреплять свои позиции, а также полномочия и вес Комитета национальной безопасности. Своему преемнику на данном посту он оставит очень мощную организационную структуру»; «Почти всех победил, почти один остался»).
Вторым лидером рейтинга, как уже упоминалось выше, стал А.Есимов, возглавляющий Фонд национального благосостояния «Самрук Казына» (2 место; 4,87 балла; авторитетность – 5,27 балла), а занимавший второе место Джаксыбеков выбыл из списка лидеров, заняв, по итогам опроса, лишь 26 место. Вместе с тем, не все эксперты поспешили «сбросить со счетов» экс-руководителя, полагая, что «г-н Джаксыбеков – старожил на политической арене и один из немногих действительно сподвижников президента. Да, президент, не всегда был доволен его работой, но и особых поводов для критики г-н Джаксыбеков не давал. Вероятнее всего, он выпал из политики ненадолго. В течение полугода-года он завершит разбор полетов в бизнесе, а к этому моменту, вполне возможно, наверху появятся новые вакантные места». Что ж, этот краткосрочный прогноз легко проверить, да и прецедентов, подобных этому, было немало в новейшей истории Казахстана.
Выше 4-х баллов
Выше 4-х баллов, но меньше 5-ти, в 3-м квартале 2018 года из 48 персон, вошедших в список, набрали 14 политиков.
В течение года продолжается постепенное улучшение позиций посла в РФ Имангали Тасмагамбетова, который с 5-го места в первом квартале поднялся до 3-го места в третьем квартале (4,83 балла). При этом следует отметить, что показатель перспективности у Тасмагамбетова недостаточно высокий – 4,48 балла, и возможно прав один из экспертов, предполагающий, что «современное положение, в котором оказался Тасмагамбетов, всё больше напоминает правоту тех экспертов, кто пророчил карьере Имангали Нургалиевича «мусинский вариант» - тихий и малозаметный уход на пенсию. В конце октября в связи со столетием комсомола Тасмагамбетов неизбежно еще раз мелькнет на информационном небосводе, но это будет последняя метеорная вспышка перед уходом на политическую пенсию». Вместе с тем, Тасмагамбетов остается одним из наиболее авторитетных элитариев страны (5,12 балла) и имеет важную на данный момент роль: «держит связь с большим соседом и защищает интересы страны».
Новоявленный руководитель АП А.Исекешев потеснил на 4-м месте председателя президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимура Кулибаева. При этом интересно, что эксперты выше оценивают авторитетность Кулибаева (5,12 балла против 4,76 у Исекешева), но перспективы Исекешева как политика оценены выше, чем руководителя НПП (5 против 4,62 балла у Кулибаева).
О новом руководителе АП экспертами было высказано много положительных оценок, и, конечно, в первую очередь, это касалось его работы на посту акима Астаны, но также были упомянуты и другие сферы его деятельности: «Один из умеющих в своем поколении организовать работу»; «Исекешев – человек с хорошим опытом, высоким интеллектуальным и эмоциональным интеллектом одновременно. Он может быть своим для самых разных аудиторий – технократы, традиционалисты, националисты, космополиты. Это делает его самым перспективным политиком в сегодняшнем Казахстане»; «Креативная форма подачи Послания подтверждает интуицию Исекешева, понимание им текущих обстоятельств и умонастроений в обществе. Сейчас его ждет сложный период, связанный с реорганизацией АП – отпочкованием Совета безопасности и созданием Национального офиса, а так же с досрочными выборами».
Стоит обратить внимание и на другие изменения в группе «тяжеловесов». Так, по итогам квартала, из этой группы выбыли Алик Шпекбаев (16 место, 3,99 балла) и Нуртай Абыкаев (22 место; 3,78 балла).
При этом улучшил свои позиции в рейтинге 3-го квартала премьер-министр Бахытжан Сагинтаев (10 место; 4,12 балла; +0,46 балла). На оценки экспертов стали оказывать влияние итоги предшествующей работы: «Первое полугодие 2018 года – это первый период, в который начали проявляться результаты полуторагодовой работы нынешнего правительства (с осени 2016). Можно сказать, что «выстрелили» кадровые назначения. Помимо этого, вступили в силу ряд нормативно-правовых актов, включая законы, что умеренно позитивно сказывается на состоянии экономики». Также участники опроса заметили информационную открытость правительства: «В этом квартале повысился уровень освещения в СМИ работы правительства в целом и по направлениям, проявилась внутриправительственная критика работы. По итогам более определенными стали зоны ответственности отдельных министров», и личную энергичность премьера: «Сагинтаев демонстрирует чудеса выживаемости и трудовой активности».
Следует отметить улучшение позиций председателя Верховного суда Жакипа Асанова (15 место; 4 балла; +0,21 балла) и управляющего делами Президента Аскара Бисембаева (14 место; 4,01 балла; +0,12 балла). При этом у Асанова сравнительно высокие (выше 4 баллов) показатели авторитетности и перспективности, Бисембаев в свою очередь входит в десятку самых перспективных управленцев, имея 8-й показатель в этой номинации (4,4 балла; см. Таблицу 4).
С 15 на 11 место поднялся вице-премьер правительства Аскар Мамин, при этом эксперты достаточно высоко оценили его авторитетность и перспективы (4, 32 и 4 балла, соответственно) («на общем фоне просто управленческий талант»).
Несколько снизился рейтинг акима г.Алматы Бауыржана Байбека (с 10 места на 13; -0,13 балла). Хотя в комментариях эксперты не только указывали на недостатки в работе акима, «реформы в Алматы неоднозначны, при этом отсутствие контакта с населением. Впрочем, как и у других региональных акимов», но и хвалили за проделанную работу: «Несмотря на упрёки обывателей, Байбек продолжает преобразовывать город, и многое сделано в лучшую сторону. Не видят этого или его враги, или люди, которым лишь бы лишний раз упрекнуть власти».
«Середняки»
В группу политиков-управленцев с совокупными показателями от 3 до 4 баллов в течение 3-х исследуемых кварталов входит 26 персон.
Улучшили свои позиции в рейтинге вице-премьер Аскар Жумагалиев (+0,34; с 23 места на 18-19) («практически единственный, кто старается не светиться, а просто исполняет свои обязанности. Электронное правительство, переход на цифровизацию, работа ЦОН – то, что можно поставить ему в заслугу»), вице-премьер Ерболат Досаев (+0,3 балла; 25 места на 20), председатель Счетного комитета Наталья Годунова (+ 0,18 балла; с 45 места на 40).
Не прошла незамеченной экспертами работа, проведенная за квартал, министром общественного развития Дарханом Калетаевым (+0,31 балла; с 33 места на 27-28): «Дархан Калетаев получил огромный кредит доверия, который выражается как в моральной, так и в финансовой поддержке (бюджетом). Насколько искусно г-н Калетаев обойдет все риски, которые связаны с распределением государственных средств между общественными и другими организациями, зависит то, насколько долго он продержится на министерском посту. Пока он только формирует команду в госоргане и зависящих от него структурах, не вступает ни с кем в противоречия, а, напротив, привлекает как можно больший круг потенциальных сотрудников»; «Слаженная работа МОРа – это не столько заслуга лично Дархана Калетаева сколько команды, оставленной ему Нурланом Ермекбаевым. Тем не менее, у Калетаева есть потенциал, и есть стремление проявить себя»; «Важное министерство, смог взять на себя дополнительные полномочия».
Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев поднялся с 44 места на 36 (+0,37 балла), при этом стоит отметить, что комментарии экспертов о его работе носят противоречивый характер, связанный, с одной стороны, со сложностью руководства сферой, которой ему поручено заниматься, и, с другой, с тем, как он это руководство понимает: «Смотря, что оценивать, как эффективность. Инфополе подконтрольно, в этом смысле – эффективен; инфополе практически не отражает реальность, и нет качественного обмена информацией – не эффективен. Но не сам по себе, а как часть системы»; «В целом, наблюдается примитивизация СМИ, так как острота ушла в социальные сети»; «Даурен Абаев блестяще справляется со своей работой в качестве главного цензора СМИ. Дополнительным бонусом является его публичность и умение обращать на себя общественное внимание. Вместе с тем, отсутствие принадлежности к главным группам влияния делает весьма уязвимым его будущую карьеру».
Перемещение Бахыта Султанова на пост акима города Астаны с поста министра финансов пока еще не получило изменений в оценках экспертов (22 место во втором квартале, 23 место – в третьем), однако интересно, что перспективность его оценена довольно низко (3 балла) по сравнению с другими номинациями.
В текущем году нестабильностью отличаются оценки работы председателя Национального банка Данияра Акишева (36 место – в 1 квартале, 28 – во 2-м, 37 место – в 3-м),также разноречивы и комментарии экспертов:с одной стороны, «Понятно, что НБ несамостоятельное ведомство, но при Акишеве проявилось существенное недовольство участников финансового рынка и системы методами работы регулятора», и,с другой, «Независимый и еще раз независимый. Не боится вступать в конфликты с ФПГ».
Министр труда и социальной защиты Мадина Абылкасымова, которая смогла подняться с последнего места рейтинга в первом квартале 2018 года на 39 место во втором, снова получила одну из самых низких оценок экспертов в рейтинге (47 место; -0 ,28 балла). Так, несмотря на то, что отдельные эксперты заметили «интересную инициативу с ЕСП, по которой виден вдумчивый подход к курируемой сфере», по мнению большинства опрошенных, в ее политике «как в капле отражается недоверие к государству». Вместе с тем, есть мнение, что, «учитывая 1) недавность назначения и 2) молодость – можно предположить, что главную свою личную задачу: войти в министерский пул Абылкасымова выполнила, и теперь долго будет переходить с одной гендерной должности на другую в ранге министра, вице-министра. Госсекретаря и т.д.»
«Новички»
В данной группе с довольно высокой позиции стартовал в рейтинге новый министр финансов Алихан Смаилов (3,47 балла; 27-28 место) («теневой советник президента. Потенциальный вице-премьер-технарь»).
Таблица 1. – Рейтинг управленческой элиты Казахстана (3-й квартал 2018 г.)
№ | ФИО | Итог | Авторитетность | Эффективность | Перспективность |
1 | Масимов К.К. | 5,29 | 5,58 | 5,08 | 5,23 |
2 | Есимов А.С. | 4,87 | 5,27 | 4,65 | 4,69 |
3 | Тасмагамбетов И.Н. | 4,81 | 5,12 | 4,84 | 4,48 |
4 | Исекешев А.О. | 4,80 | 4,76 | 4,63 | 5,00 |
5 | Кулибаев Т.А. | 4,68 | 5,12 | 4,31 | 4,62 |
6 | Нигматулин Н.З. | 4,36 | 4,62 | 4,35 | 4,12 |
7 | Назарбаева Д.Н. | 4,35 | 4,62 | 3,68 | 4,77 |
8 | Кожамжаров К.П. | 4,23 | 4,20 | 4,28 | 4,20 |
9 | Токаев К.К. | 4,22 | 4,62 | 3,96 | 4,08 |
10 | Сагинтаев Б.А. | 4,12 | 4,39 | 4,01 | 3,96 |
11 | Мамин А.У. | 4,08 | 4,32 | 3,92 | 4,0 |
12 | Утемуратов Б.Ж. | 4,06 | 4,27 | 4,2 | 3,7 |
13 | Байбек Б.К. | 4,03 | 3,54 | 4,08 | 4,46 |
14 | Бисембаев А.А. | 4,01 | 3,80 | 3,84 | 4,40 |
15 | Асанов Ж.К. | 4,00 | 4,00 | 3,92 | 4,08 |
16 | Шпекбаев А.Ж. | 3,99 | 3,96 | 4,04 | 3,96 |
17 | Касымбеков М.Б. | 3,93 | 4,54 | 4,08 | 3,17 |
18-19 | Шукеев У.Е. | 3,91 | 4,28 | 3,72 | 3,72 |
18-19 | Жумагалиев А.К. | 3,91 | 3,87 | 3,86 | 4,0 |
20 | Досаев Е.А. | 3,86 | 3,88 | 3,91 | 3,91 |
21 | Абдрахманов К.К. | 3,83 | 3,77 | 3,73 | 4,08 |
22 | Абыкаев Н.А. | 3,78 | 3,50 | 4,00 | 4,00 |
23 | Султанов Б.Т. | 3,67 | 4,62 | 3,73 | 3,00 |
24 | Мами К.А. | 3,63 | 3,65 | 3,46 | 3,88 |
25 | Ермекбаев Н.Б. | 3,62 | 3,56 | 3,58 | 3,72 |
26 | Джаксыбеков А.Р. | 3,58 | 4,15 | 3,96 | 2,64 |
27-28 | Калетаев Д.А. | 3,47 | 3,31 | 3,30 | 3,81 |
27-28 | Смаилов А. А. | 3,47 | 3,23 | 3,38 | 3,77 |
29 | Бозумбаев К.А. | 3,44 | 3,35 | 3,35 | 3,69 |
30-31 | Ашимбаев М.С. | 3,46 | 4,00 | 3,21 | 3,17 |
30-31 | Касымов К.Н. | 3,46 | 3,40 | 3,29 | 3,64 |
32 | Байжанов Г.Ж. | 3,42 | 3,35 | 3,46 | 3,50 |
33 | Келимбетов К.Н. | 3,33 | 3,44 | 3,04 | 3,52 |
34 | Мынбаев С.М. | 3,32 | 3,52 | 3,28 | 3,16 |
35 | Касымбек Ж.М. | 3,29 | 3,15 | 3,23 | 3,50 |
36 | Абаев Д.А. | 3,26 | 2,96 | 3,27 | 3,54 |
37 | Акишев Д.Т. | 3,22 | 3,12 | 3,19 | 3,35 |
38 | Биртанов Е.А. | 3,14 | 2,92 | 3,31 | 3,19 |
39 | Сулейменов Т.М. | 3,12 | 3,00 | 3,04 | 3,31 |
40 | Имашев Б.М. | 3,10 | 3,22 | 3,00 | 3,09 |
41 | Годунова Н.Н. | 3,06 | 2,74 | 3,48 | 2,96 |
42 | Бекетаев М.Б. | 3,03 | 2,88 | 3,08 | 3,12 |
43 | Мухамедиулы А. | 2,97 | 2,92 | 3,08 | 2,92 |
44 | Атамкулов Б.Б. | 2,94 | 2,96 | 2,88 | 3,00 |
45 | Абдыкаликова Г.Н. | 2,87 | 2,77 | 2,85 | 3,00 |
46 | Донаков Т.С. | 2,83 | 2,91 | 2,86 | 2,73 |
47 | Абылкасымова М.Е. | 2,72 | 2,50 | 2,85 | 2,81 |
48 | Сагадиев Е.К. | 2,59 | 2,73 | 2,54 | 2,50 |
Таблица 2. – Рейтинг управленческой элиты Казахстана (по индикатору «авторитетность»; 3-й квартал 2018 г.)
№ | ФИО | Авторитетность |
1. | Масимов К.К. | 5,58 |
2. | Есимов А.С. | 5,27 |
3. | Тасмагамбетов И.Н. | 5,12 |
4. | Кулибаев Т.А. | 5,12 |
5. | Исекешев А.О. | 4,76 |
6. | Нигматулин Н.З. | 4,62 |
7. | Назарбаева Д.Н. | 4,62 |
8. | Токаев К.К. | 4,62 |
9. | Султанов Б.Т. | 4,62 |
10. | Касымбеков М.Б. | 4,54 |
Таблица 3. – Рейтинг управленческой элиты Казахстана (по индикатору «эффективность»; 3-й квартал 2018 г.)
№ | ФИО | Эффективность |
1. | Масимов К.К. | 5,08 |
2. | Тасмагамбетов И.Н. | 4,84 |
3. | Есимов А.С. | 4,65 |
4. | Исекешев А.О. | 4,63 |
5. | Нигматулин Н.З. | 4,35 |
6. | Кулибаев Т.А. | 4,31 |
7. | Кожамжаров К.П. | 4,28 |
8. | Утемуратов Б.Ж. | 4,2 |
9. | Байбек Б.К. | 4,08 |
10. | Касымбеков М.Б. | 4,08 |
Таблица 4. – Рейтинг управленческой элиты Казахстана (по индикатору «перспективность»; 3-й квартал 2018 г.)
№ | ФИО | Итог | Перспективность |
1. | Масимов К.К. | 5,29 | 5,23 |
2. | Исекешев А.О. | 4,80 | 5,00 |
3. | Назарбаева Д.Н. | 4,35 | 4,77 |
4. | Есимов А.С. | 4,87 | 4,69 |
5. | Кулибаев Т.А. | 4,68 | 4,62 |
6. | Тасмагамбетов И.Н. | 4,81 | 4,48 |
7. | Байбек Б.К. | 4,03 | 4,46 |
8. | Бисембаев А.А. | 4,01 | 4,40 |
9. | Кожамжаров К.П. | 4,23 | 4,20 |
10. | Нигматулин Н.З. | 4,36 | 4,12 |