Главными изменениями 4 квартала 2015 года являются смещение Н.Абыкаева на более низкие позиции и заметное укрепление Д.Назарбаевой и Т.Кулибаева.
По итогам опроса экспертов*, рейтинг управленческой элиты в 4 квартале 2015 года существенно обновился. Н.Абыкаев, который на протяжении нескольких лет замеров уверенно занимал первые строчки рейтинга, перестал быть самым влиятельным в предложенном списке казахстанских политиков. В новом рейтинге он расположился лишь 7-й строчке. Очевидно, что снижение влиятельности Абыкаева обуславливается сменой его должностных позиций – в декабре 2015 года он ушел с должности председателя КНБ РК и назначен депутатом Сената. Другая немаловажная причина, о которой отмечают эксперты – это возрастной фактор. Несмотря на свой очень высокий авторитет (5,93 баллов – самый высокий показатель), его перспективы как политика продолжают стремительно снижаться (всего лишь 3,63 баллов).
Великолепная пятерка
Первое место в рейтинге управленческой элиты досталось И.Тасмагамбетову – министру обороны РК. Эксперты приписывают ему высокий авторитет и самую лучшую перспективу среди всех представленных в списке политиков (5,6 баллов).
Именно за счет своей перспективности он перевесил Н.Нигматулина – руководителя администрации президента РК, который занимает в этот раз вторую строчку рейтинга.
Достаточно неожиданным оказался рост рейтинговых показателей Д.Назарбаевой – вице-премьера правительства РК – с 6 места в третьем квартале на 3-е место в четвертом (4,87 баллов). Несмотря на свою низкую эффективность, эксперты полагают, что Дарига Нурсултановна обладает хорошим авторитетом и отличными перспективами (второй показатель) на фоне остальных управленцев.
Но самым впечатляющим является рейтинговый взлет Т.Кулибаева, который еще полгода назад не входил даже в 10-у влиятельных политиков, а сейчас располагается на 4-м месте с показателем в 4,82 баллов. Он укрепил свои позиции по всем параметрам, особенно, выросли его эффективность и перспективность. Объясняя усиление Кулибаева, отдельные эксперты сообщают, что «он помешал объединению КазТрансГаза с КазТрансОйлом (конкурирующий проект)» тем самым подтвердив уровень своего влияния в нефтегазовом секторе страны.
Но эксперты не склонны идеализировать политическую фигуру Т.Кулибаева, больше списывая его успехи на политической арене фактором родства с президентом страны:
«Авторитетность – исключительно потому что «зять». Эффективность как управленца низкая, как показывают отчеты о деятельности возглавляемых и контролируемых им структур. Перспективность высокая не за счет личных качеств эффективного менеджера, а за счет положения «зятя».
Замыкает первую пятерку лидеров рейтинга – А.Джаксыбеков, аким Астаны, который в экспертном восприятии не очень хороший менеджер («Как градоначальник себя похоронил, ибо не понимает проблем горожан»), но зато перспективный политик (5,13 баллов).
Безусловные авторитеты
Следующая группа влиятельных управленцев представлена фигурами, сильной чертой которых является высокий политический авторитет. В основном – это представители «старой гвардии» - возрастных политиков, имеющих длительный управленческий опыт. У всех шестерых в этой группе (Есимов, Абыкаев, Касымбеков, Утемуратов, Масимов и Токаев) показатель авторитета преобладает над остальными двумя характеристиками. Причем их политический вес является примерно одинаковым – средний бал влиятельности варьирует в пределах 4,61 и 4,73.
Отдельно стоит упомянуть о К.Масимове, премьер-министре РК, который с начала 2015 года начал терять свои позиции и к новому политическому сезону заметно утратил свои политический вес в глазах экспертов. Впрочем, некоторые эксперты считают это проявлением ума, а не слабости: «Умный, но ничего не делает, потому что 01-ый не поощряет инициативу».
Влиятельность без эффективности
Следующую группу политиков объединяет средний уровень влиятельности (от 4 до 4,5 баллов).
Среди всех своей сравнительно высокой эффективностью выделяются Е.Идрисов – министр иностранных дел РК и Б.Сагинтаев – первый заместитель премьер-министра.
В списке влиятельных также оказались У.Шукеев и К.Мами, которые в оценках экспертов имеют низкий уровень эффективности, но являются тяжеловесами в плане авторитета. Судя по полученным комментариям, в этом списке наиболее критично воспринимается деятельности К.Мами – председателя Верховного суда РК: «Впечатление, что основной его функцией – является сохранение статус-кво и никаких реформ».
Скептически была оценена также деятельность министров А.Исекешева и Б.Султанова. Первый критикуется за слабое привлечение инвестиций («Притока инвестиций не видно, даже намеков на их скорое поступление, если так и дальше пойдет – может быть и отставка»), а второй из-за проведения девальвации национальной валюты («Политически похоронен вместе с тенге»).
Скамейка запасных
Блок управленцев со слабым уровнем влиятельности (от 3 до 4 баллов) за последний год менялся незначительно. Здесь не было стремительных взлетов и падений, за исключением Б.Байбек – акима г.Алматы, который, по сравнению с первой половиной 2015 года, заметно вырос в рейтинге влияния. Эксперты пророчат ему хорошую перспективу (4,07), а также отмечают успешные шаги в в публичной политической сфере: «Пока можно говорить о правильном пиаре и высказанных инициативах. Как они будут реализованы нужно еще посмотреть. Тот факт, что Байбеку удалось обойтись без конфликтов с различными городскими службами и обеспечить работоспособность гор.систем в период осень-зима, говорит больше о его перспективности».
Самыми весовыми в этой категории считаются руководители силовых структур – А.Даулбаев и К.Касымов, у которых накоплен запас авторитета. В нижнем ряду расположился К.Джакупов – председатель Мажилиса РК.
Достаточно устойчивыми являются позиции С.Мынбаева, А.Мамина и Е.Досаева. В отношении последнего у экспертов противоречивые оценки. Кто-то приписывает ему эффективность в заданных условиях, а кто-то ругает его за чересчур «узкофинансовое мышление».
Мало изменился за последний год также состав аутсайдеров. Самыми невлиятельными эксперты по-прежнему считают Г.Абдыкаликову, А.Мамытбекова, К.Турганкулова, А.Мухамедиулы, А.Саринжипова и Ж.Айтжанову. В последнем квартале в этот список добавился С.Акишев - новый руководитель Национального банка РК.
Интересно отметить, что именно эту группу политиков любят комментировать опрашиваемые эксперты. Например, в отношении Абдыкаликовой сложилось коллективное мнение, что гендерный фактор является определяющим в ее карьерной траектории. А министр сельского хозяйства А.Мамытбеков продолжает удивлять экспертов своей усидчивостью, несмотря на все провалы, которые ему приписываются в сфере развития агропромышленного сектора в стране.
Таким образом, четвертый квартал 2015 года внес некоторые коррективы в иерархию управленцев, выразившиеся, например, в повышении показателя влиятельности Дариги Назарбаевой на фоне существенного падения рейтинга Нуртая Абыкаева. Стремительный взлет Кулибаева в рейтинге без существенных изменений его должностных полномочий указывает на то, что в казахстанской политике по-прежнему ключевым остается личностный фактор. В то время как формальный статус, как видно на примере спикера Сената и премьер-министра, занимающих 10 и 11 места, не обеспечивает высокую влиятельность политика.
Другой неутешительный вывод напрашивается в связи с низкими показателями работы представителей финансового и экономического блока политиков, и прежде всего главы правительства. В условиях ухудшения экономической ситуации, когда нужны эффективные кризис-менеджеры, этот сегмент управленческой элиты в восприятии экспертов демонстрирует свою несостоятельность. В этой связи вновь актуализируется вопрос о том, будет ли ротация кадров в экономическом блоке и, если да, кто они - более достойные кандидатуры.
Таблица 1. Рейтинг управленческой элиты за 4 квартал 2015 года
№ | Рейтинг влиятельности | …включает в себя следующие три показателя | |||
Авторитетность | Эффективность | Перспективность | |||
1 | Тасмагамбетов И.Н. | 5,36 | 5,53 | 4,93 | 5,60 |
2 | Нигматулин Н.З. | 5,09 | 5,53 | 4,80 | 4,93 |
3 | Назарбаева Д.Н. | 4,87 | 5,27 | 3,93 | 5,40 |
4 | Кулибаев Т.А. | 4,82 | 5,20 | 4,40 | 4,87 |
5 | Джаксыбеков А.Р. | 4,78 | 4,73 | 4,47 | 5,13 |
6 | Есимов А.С. | 4,73 | 5,40 | 4,53 | 4,27 |
7 | Абыкаев Н.А. | 4,72 | 5,93 | 4,60 | 3,63 |
8 | Касымбеков М.Б. | 4,69 | 5,17 | 4,92 | 4,00 |
9 | Утемуратов Б.Д. | 4,69 | 4,92 | 4,77 | 4,38 |
10 | Масимов К.К. | 4,61 | 5,40 | 4,20 | 4,23 |
11 | Токаев К.К. | 4,60 | 4,93 | 4,20 | 4,67 |
12 | Идрисов Е.А. | 4,51 | 4,47 | 4,60 | 4,47 |
13 | Кожамжаров К.П. | 4,33 | 4,36 | 4,29 | 4,36 |
14 | Исекешев А.О. | 4,26 | 4,36 | 4,00 | 4,43 |
15 | Сагинтаев Б.А. | 4,25 | 4,25 | 4,33 | 4,17 |
16 | Имашев Б.М. | 4,10 | 4,08 | 4,23 | 4,00 |
17 | Шукеев У.Е. | 4,08 | 4,57 | 3,60 | 4,08 |
18 | Мами К.А. | 4,05 | 4,57 | 3,64 | 3,93 |
19 | Бисембаев А.А. | 4,04 | 4,07 | 3,87 | 4,20 |
20 | Султанов Б.Т. | 4,00 | 4,33 | 3,73 | 3,93 |
21 | Даулбаев А.К. | 3,97 | 4,31 | 3,92 | 3,69 |
22 | Касымов К.Н. | 3,88 | 4,36 | 3,93 | 3,36 |
23 | Мынбаев С.М. | 3,87 | 4,08 | 3,92 | 3,62 |
24 | Мамин А.У. | 3,72 | 3,69 | 3,92 | 3,54 |
25 | Досаев Е.А. | 3,71 | 3,80 | 3,47 | 3,87 |
26 | Байбек Б.К. | 3,69 | 3,47 | 3,53 | 4,07 |
27 | Школьник В.С. | 3,62 | 4,00 | 3,53 | 3,33 |
28 | Джанбурчин К.Е. | 3,53 | 3,75 | 3,58 | 3,25 |
29 | Ермекбаев Н.Б. | 3,42 | 3,25 | 3,38 | 3,62 |
30 | Рогов И.И. | 3,36 | 3,38 | 3,54 | 3,15 |
31 | Тусупбеков Р.Т. | 3,36 | 3,69 | 3,31 | 3,08 |
32 | Мырзахметов А.И. | 3,31 | 3,29 | 3,21 | 3,43 |
33 | Бабакумаров Е.Ж. | 3,25 | 3,00 | 3,62 | 3,14 |
34 | Дуйсенова Т.К. | 3,24 | 3,07 | 3,47 | 3,20 |
35 | Джакупов К.К. | 3,00 | 3,00 | 3,47 | 2,53 |
36 | Абдыкаликова Г.Н. | 2,97 | 2,71 | 3,07 | 3,13 |
37 | Мамытбеков А.С. | 2,96 | 3,00 | 2,73 | 3,13 |
38 | Турганкулов К.Т. | 2,83 | 2,86 | 3,13 | 2,50 |
39 | Мухамедиулы А. | 2,82 | 2,87 | 2,87 | 2,73 |
40 | Саринжипов А.Б. | 2,82 | 2,73 | 2,87 | 2,87 |
41 | Акишев Д.Т. | 2,64 | 2,47 | 2,80 | 2,67 |
42 | Айтжанова Ж.С. | 2,42 | 2,31 | 2,31 | 2,64 |
Таблица 2. Динамика рейтинга влиятельности управленческой элиты в 2015 году
ФИО | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | |
1 | Тасмагамбетов И.Н. | 4,85 | 4,67 | 5,07 | 5,36 |
2 | Нигматулин Н.З. | 4,40 | 4,43 | 5,52 | 5,09 |
3 | Назарбаева Д.Н. | 4,67 | 4,00 | 4,56 | 4,87 |
4 | Кулибаев Т.А. | 4,45 | 3,83 | 3,73 | 4,82 |
5 | Джаксыбеков А.Р. | 4,30 | 4,38 | 5,04 | 4,78 |
6 | Есимов А.С. | 4,48 | 4,26 | 4,81 | 4,73 |
7 | Абыкаев Н.А. | 5,12 | 5,21 | 5,59 | 4,72 |
8 | Касымбеков М.Б. | 3,88 | 3,83 | 4,26 | 4,69 |
9 | Утемуратов Б.Д. | 4,70 | 4,38 | 4,04 | 4,69 |
10 | Масимов К.К. | 5,03 | 4,76 | 4,55 | 4,61 |
11 | Токаев К.К. | 4,52 | 4,14 | 4,41 | 4,60 |
12 | Идрисов Е.А. | 4,27 | 3,95 | 3,9 | 4,51 |
13 | Кожамжаров К.П. | 4,10 | 3,95 | 3,95 | 4,33 |
14 | Исекешев А.О. | 4,13 | 4,08 | 3,67 | 4,26 |
15 | Сагинтаев Б.А. | 3,48 | 3,71 | 3,7 | 4,25 |
16 | Имашев Б.М. | 3,70 | 3,57 | 3,52 | 4,10 |
17 | Шукеев У.Е. | 4,48 | 4,17 | 3,96 | 4,08 |
18 | Мами К.А. | 3,85 | 3,43 | 3,97 | 4,05 |
19 | Бисембаев А.А. | 3,71 | 3,67 | 3,89 | 4,04 |
20 | Султанов Б.Т. | 3,85 | 3,60 | 3,41 | 4,00 |
21 | Даулбаев А.К. | 3,63 | 3,83 | 4,52 | 3,97 |
22 | Касымов К.Н. | 4,27 | 3,79 | 4,43 | 3,88 |
23 | Мынбаев С.М. | 4,15 | 3,55 | 3,29 | 3,87 |
24 | Мамин А.У. | 3,93 | 3,69 | 3,58 | 3,72 |
25 | Досаев Е.А. | 3,73 | 3,48 | 3,63 | 3,71 |
26 | Байбек Б.К. | 2,53 | 2,29 | 3,18 | 3,69 |
27 | Школьник В.С. | 3,97 | 3,50 | 3,26 | 3,62 |
28 | Джанбурчин К.Е. | 3,44 | 3,38 | 3,08 | 3,53 |
29 | Ермекбаев Н.Б. | 3,33 | 3,46 | 3,44 | 3,42 |
30 | Рогов И.И. | 3,18 | 3,26 | 3,41 | 3,36 |
31 | Тусупбеков Р.Т. | 3,43 | 2,86 | 3,24 | 3,36 |
32 | Мырзахметов А.И. | - | - | 3,06 | 3,31 |
33 | Бабакумаров Е.Ж. | 3,56 | 3,49 | 3,22 | 3,25 |
34 | Дуйсенова Т.К. | 3,06 | 2,93 | 3,47 | 3,24 |
35 | Джакупов К.К. | 2,97 | 3,12 | 3,04 | 3,00 |
36 | Абдыкаликова Г.Н. | 2,61 | 2,52 | 2,26 | 2,97 |
37 | Мамытбеков А.С. | 3,13 | 2,87 | 2,67 | 2,96 |
38 | Турганкулов К.Т. | 2,61 | 2,62 | 2,26 | 2,83 |
39 | Мухамедиулы А. | 3,06 | 2,64 | 2,58 | 2,82 |
40 | Саринжипов А.Б. | 2,85 | 2,46 | 2,37 | 2,82 |
41 | Акишев Д.Т. | - | - | - | 2,64 |
42 | Айтжанова Ж.С. | 2,44 | 2,48 | 2,19 | 2,42 |
* В опросе, проводимом ОФ «ЦСПИ «Стратегия», приняли участие 28 экспертов – политологи, политические журналисты, аналитики, бизнесмены и общественные деятели. Оценка производится по 7-балльной шкале, где 1 – самый низкий, а 7 – самый высокий показатель. Для рейтинга используется среднеарифметический показатель экспертных оценок.
Выступление Г.Илеуовой на круглом столе «Проблема распространения идей радикальных религиозных течений в обществе: противодействие и пути решения» (КИСИ, Алматы, 13.11.2015)
Тема сегодняшнего мероприятия, с одной стороны, крайне актуальна, сформулирована очень предметно и, в то же время, узко. На самом деле, трудно давать какие-то рекомендации без подробного анализа того, что происходит в религиозной сфере, а также без учета той динамики процессов, которые в ней прослеживаются.
Оглянемся на основные тезисы начала 2000-х:
Очевидно, что в настоящее время дискурс изменился.
Я попытаюсь, очень схематично, остановиться на нескольких моментах, которые, по моему мнению, оказывают определенное влияние на распространение радикальных течений и их идей в Казахстане.
1. Имеет место подспудное, условно говоря, идеологическое противостояние двух представлений об исламе, его установок. Не могу утверждать, что оно (противостояние) в полной мере осмысленное, отрефлексированное в общественном сознании, но оно есть и представлено на результатах опроса населения одной из областей страны с преобладающим числом казахского населения.
«Традиционный» ислам | % | % | «Чистый» ислам |
Традиции – это основа нашей национальной культуры и от них ни в коем случае отказываться | 77,6% | 17,3% | Если традиции противоречат шариату и нормам Ислама, то следует от них отказаться |
Поклонение аруахам, святым местам – это неотъемлемая часть наших народных верований, поэтому в них нет ничего предосудительного | 63,4% | 29,8% | Поклонение аруахам, святым местам – противоречит основам Ислама и является признаком религиозного невежества |
Чтобы быть мусульманкой необязательно одевать хиджаб (никаб), так как этого нет в казахской традиции | 76,1% | 19,0% | Ношение хиджаба (никаба) – это предписание Ислама, любая женщина-мусульманка должна закрывать видимые части своего тела |
У нас светское государство, поэтому власть и религия должны существовать отдельно | 77,5% | 15,5% | Люди в стране будут жить лучше тогда, когда власть в стране станет религиозной |
В вопросах веры необходимо ориентироваться на мнение старших, родителей и слушаться их наставлений | 39,9% | 53,1% | Люди старшего поколения не обладают достаточными религиозными знаниями, поэтому лучше обращаться к духовным авторитетам |
2. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что система верований казахстанцев включает в себя причудливую смесь непосредственно религиозных представлений, веру в народные приметы, святых и духов предков, в высший разум астрологию и магию.
Верите ли Вы в…? (структура религиозных верований казахстанцев)
казахи | страна | ||
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ | Скорее верю | 55,0% | 56,7% |
Скорее не верю | 39,1% | 36,7% | |
Затруднюсь ответить | 5,9% | 6,6% | |
ДУШИ ПРЕДКОВ (АРУАХОВ) | Скорее верю | 49,9% | 41,9% |
Скорее не верю | 41,0% | 45,3% | |
Затруднюсь ответить | 9,1% | 12,8% | |
В ВЫСШУЮ СИЛУ, ВЫСШИЙ РАЗУМ | Скорее верю | 44,6% | 45,0% |
Скорее не верю | 46,5% | 44,2% | |
Затруднюсь ответить | 8,9% | 10,8% | |
АСТРОЛОГИЮ, ГОРОСКОПЫ | Скорее верю | 34,7% | 37,0% |
Скорее не верю | 59,8% | 57,1% | |
Затруднюсь ответить | 5,5% | 5,8% | |
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ | Скорее верю | 27,7% | 27,1% |
Скорее не верю | 57,8% | 57,1% | |
Затруднюсь ответить | 14,5% | 15,9% | |
ГАДАНИЯ, ПРЕДСКАЗАНИЯ | Скорее верю | 26,5% | 26,8% |
Скорее не верю | 67,1% | 66,6% | |
Затруднюсь ответить | 6,4% | 6,6% | |
ЧЕРНУЮ И БЕЛУЮ МАГИЮ | Скорее верю | 24,3% | 26,9% |
Скорее не верю | 64,2% | 60,7% | |
Затруднюсь ответить | 11,5% | 12,4% | |
СУЩЕСТВОВАНИЕ НЛО | Скорее верю | 17,0% | 18,4% |
Скорее не верю | 70,9% | 67,4% | |
Затруднюсь ответить | 12,1% | 14,2% |
3. По результатам мониторингового опроса по поводу отношения казахстанцев к принятию новых правил в религиозной сфере заметно снижение числа тех, кто поддерживает принятые нововведения. В таблице приведены данные по тем респондентам, которые выбрали вариант ответа «Одобряю». При этом существенно, до трети опрошенных, увеличилось число тех, кто затруднился с ответом
Как Вы относитесь к следующим инициативам властей в религиозной сфере?
2011 г. | 2014 г. | |
Принятие закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" | 55,2% | 55,4% |
Запрет на молельные комнаты в госучреждениях, объектах образования, здравоохранения и воинских частях | 60,2% | 47,6% |
Признание исторической роли ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа | 68,5% | 47,8% |
Усложнение процедуры регистрации новых религиозных организаций | 68,6% | 56,6% |
Строгий надзор над миссионерской и религиозной деятельностью и распространением религиозной литературы | 82,4% | 63,9% |
Вывод, она же Рекомендация
Недавно в интервью социального антрополога Улана Бигожина, который занимается исследованием по теме «Святыня, мазар, государство и святые семейства», прочитала такую мысль: «Сейчас в западной науке, если твой респондент считает, это исламом, значит, это ислам. Делить его на тенгрианство, аруахизм и еще на что-то другое – смысла нет».
И эта цитата, очевидно, совершенно справедлива в отношении подавляющего числа казахов, считающих себя мусульманами или исповедующих ислам, так как они его для себя мыслят. А поклонение святым местам, аруахам, как я уже говорила выше – составная часть «народного» ислама: это и религиозная установка, и религиозная практика. Как отмечает Бигожин, сейчас в Казахстане бум «святых мест». И я думаю, что это направление сейчас только набирает обороты (несмотря на, казалось бы имеющуюся историческую подоплеку) и также понятно, что в дальнейшем придется хорошо подумать об этом и понять это явление. Есть ли у него какие-то риски и ограничения? и как будет дальше эволюционировать «народный» ислам в условиях распространения нетрадиционных для нашей страны исламских течений? Поскольку (как видно по результатам исследований) до пятой части населения РК в той или иной степени их придерживаются.
По итогам прошедшей осени парламентские выборы стали чуть ли не самым ожидаемым событием окончания года. Любое движение, как в Парламенте, так и на партийно-политическом поле препарировалось и скрупулезно анализировалось политологами в надежде ответить на один-единственный вопрос: «Да или нет?». При этом, если одни считали, что решение уже принято и дело только в дате, то другие кивали на календарь, мол, при любом раскладе, выборы пройдут, как и намечено, в 2016 году. В свою очередь, по официальной информации, источником которой выступил пресс-секретарь Президента Д.Абаев, причиной активизации политических партий стало понимание того, что «голоса избирателей больше зависят не от предвыборных кампаний, а от межэлекторальной деятельности».
Тем не менее, как говорится, слов из песни не выкинешь. Политические партии зашевелились, и это имело резонанс в пытливой экспертной среде. Пользуясь случаем, ОФ «ЦСПИ «Стратегия» при поддержке информационно-аналитического портала Sayasat.org в ноябре 2015 года провел опрос экспертов с целью мониторинга политического и электорального потенциала политических партий в преддверии парламентской электоральной весны. Опрос проводился в период с 19 по 26 ноября 2015 года. В опросе приняло участие 22 эксперта.
Огонь для дыма
В первую очередь, интерес вызвал вопрос о том, как эксперты оценивают те кадрово-структурные изменения,которые произошли на партийном поле и взбаламутили политологические умы, с точки зрения их значимости и эффективности. Полученные результаты наталкивают на мысль, что факту каких-то подвижек в политических партиях эксперты придают большее значение, чем сути этих движений. Показатели значимости событий оказались выше их эффективности, за исключением избрания Т.Габдильашимова заместителем председателя новосозданной НПП «Ауыл». Это событие эксперты оценили одинаково низко – 0,91 балла.
Диаграмма 1. – Оценка кадрово-структурных изменений на партийном поле с точки зрения таких параметров как «значимость» и «эффективность», шкала от 0 до 5, где 0 – полное отсутствие признака, 5 – максимальный показатель признака
Наиболее значимыми для партийно-политического пространства, из тех событий, которые были предложены для оценки, по мнению экспертов, стали два – смена первого заместителя партии «Нұр Отан» (2,68 балла) и прекращение деятельности КПК (2,59 балла). В ликвидации старейшей партии страны особого эффекта эксперты не увидели (1,36 балла). А вот назначение А.Мырзахметова было признано экспертами событием с самым высоким потенциалом эффективности, по сравнению с другими (2,27 балла). При этом, в качестве интерпретации данного назначения большая часть экспертов согласилась с версией, что это обусловлено желанием апробировать новые кадры на общественно-политическом поприще (10 из 22). 4 из 22 опрошенных экспертов поддержали версию о том, что это результат борьбы кланов. Примечательно, что только один эксперт согласен с тем, что целью назначения А.Мырзахметова является усиление работы в регионах, на что, кстати, обратил внимание Президент Н.Назарбаев на заседании Бюро Политического совета партии «Нұр Отан», представляя своего нового заместителя. 2 эксперта увидели задачу А.Мырзахметова в обеспечении слаженной работы Администрации Президента, правительства и партии; 1 эксперт считает, что партии был нужен человек со свежими взглядами и идеями.
В целом, очевидно, что малый срок пребывания А.Мырзахметова на новом посту, затрудняет задачу экспертов по оценкеизменений в партии в связи с приходом нового руководства. Так, на момент проведения опроса, заметные изменения, по оценкам участников опроса, были отмечены в работе партии с информационным полем. Причем эти изменения носят скорее негативный оттенок – «информационная работа несколько снизилась из-за перестановок и отсутствия ряда ключевых спикеров». Большинство экспертов оказались на позиции «пока рано говорить о каких-либо изменениях» и «внешнему наблюдателю перемены пока незаметны». Тем не менее, не обошлось без обвинений партии в бюрократизме и неумении работать в кризисное время.
Что касается событий в жизни и деятельности других политических партий, то кадровые изменения в Центральном совете ДПК «Ак жол» оказались, если не столь значимыми, но более эффективными событиями, чем объединение КСДП «Ауыл» и ППК. Избрание же нового председателя новой партии, на текущий момент экспертами оценивается достаточно низко – мода оценок (т.е. наиболее часто встречающаяся оценка), как по показателю значимости, так и эффективности, равна 1 баллу.
Партии как они есть
Надо сказать, что общая деятельность политических партий за последние 6 месяцев, несмотря на августовский бум, не вызвала у экспертов высоких оценок. Наиболее высокие, по сравнению с другими, оценки деятельности получили парламентские партии - партия «Нұр Отан», ДПК «Ак Жол» и КНПК. При этом деятельность партии «Нұр Отан» была признана удовлетворительной (3,09), а деятельность ДПК «Ак Жол» и КНПК – стремящейся быть таковой (2,86 и 2,64).
Таблица 1. - Оценка деятельности политических партий за последние 6 месяцев, шкала от 1 до 5, где 1 – очень плохо, 5 – очень хорошо
Партии | Баллы |
Партия «Нур Отан» | 3,09 |
ДПК «Ак Жол» | 2,86 |
КНПК | 2,64 |
ОСДП | 1,77 |
НПП «Ауыл» (на стадии регистрации) | 1,45 |
Партия «Бірлік» | 1,14 |
В своих комментариях к оценкам, эксперты подчеркнули, что партия «Нұр Отан» - это «партия, которая не может себе позволить не работать». У партии «в отличии от других партий, есть более-менее четкий план на перспективу», она «имеет мощные финансовые и информационные ресурсы», «выдвинут и реализуется (так или иначе) целый комплекс проектов», «в общественные приемные граждане много обращаются, что-то делается по запросам». Но при этом, по мнению экспертов, «КПД – низкий, не соответствует имеющимся ресурсам». Недостаточно активно ведётся работа на местах (областные, городские, районные филиалы). Партия практически «не инициируют разрешение проблем в центре и на местах», нет «новых инициатив». Партия демонстрирует «соглашательскую позицию в отношении действий правительства». Часть экспертов считает, что активность партии снизилась, «все в основном на плечах парламентской фракции».
В экспертной среде партия «Нұр Отан» чаще всего ассоциируется с такими инициативами как: борьба с коррупцией, разъяснительная работа по Плану нации, законотворческой деятельностью («О доступе к информации», «О противодействии коррупции», «Об общественных советах», «О благотворительности» и т.д.) и проведением различных флешмобов. Наиболее эффективными из числа общественных инициатив/проектов партии «Нұр Отан» эксперты назвали работу общественных приемных (3,05 из 5 возможных), работу молодежного крыла «Жас Отан» (2,36) и деятельность по борьбе с коррупцией (2,23). Среди законодательных инициатив эксперты выделили поправки в действующее законодательство по вопросам образования (3,65 ил 5 возможных), законопроекты «О доступе к информации» (2,83) и «Об общественных советах» (2,72).
В оценках ДПК «Ак Жол» большинство экспертов сходятся во мнении, что «слышно только А.Перуашева», а «деятельность партии фактически сводится только к тем или иным инициативам А. Перуашева, с которыми он выступает в Парламенте». На центральном и региональном уровне «абсолютно блёклая работа партии», «деятельность партии практически ни в чём не проявляется ни в маслихатах, ни в работе с населением, ни с теми или иными социальными стратами». По мнению экспертов, партия «нормально защищает интересы крупного бизнеса», защита интересов малого бизнеса, как и населения, только на уровне деклараций. Тем не менее, у партии сохраняется неплохая информационная активность, но она «избирательна, то громко, то тихо», «нет работы в соцсетях».
ДПК «Ак Жол» эксперты чаще всего связывают со следующими инициативами: предложения по защите интересов бизнеса, конфликт Перуашев-Саринжипов, продвижение идей партии «Алаш», с законотворческой деятельностью (о занятости, о банкротстве физлиц, о парламентской оппозиции и т.д.), а также различными выступлениями «в защиту» и «против».
Основным полем деятельности КНПК остается социальная сфера. В своих комментариях эксперты отметили, что «кое-какая работа с населением, запросами граждан в ряде регионов ведется». Партия «активно выступает по болезненным социальным вопросам», той же линии придерживается фракция в Мажилисе, «выступая с запросами по социальным вопросам». У партии есть собственный информационный ресурс в виде газеты «Трибуна. Коммунист Казахстана», который добавляет веса и известности КНПК. При этом, по мнению экспертов, в партии «слабо работают с социальной протестностью», «не смогли воспользоваться своим шансом заработать очки на критике девальвации», «все чаще стали скатываться к популизму».
КНПК в экспертной среде чаще всего ассоциируется с такими инициативами как: меры социальной поддержки населения, «хлебный вопрос», вопрос об урегулировании трудовых споров, а также поддержка досрочных президентских выборов.
Деятельность ОСДП оценивается как скорее «плохо», чем «очень плохо» - 1,77. Активность ОСДП, согласно комментариям экспертов, более низкая, чем ранее: «редкие высказывания по внешней политике» и «светятся по злободневным вопросам, но исключительно в Алматы». При этом «кроме классической критики и традиционными попытками объединить всю оппозицию, ничем не удивляют». Некоторые эксперты отмечают, что у партии «содержательно, ничего отличающегося, альтернативного курсу нынешней власти нет». Отсутствие ОСДП на политическом поле в качестве активного игрока позволяет экспертам выдвигать предположения, что «оппозиция что-то совсем «сдулась», «подполье для них комфортно» и партия может «скатиться в маргинальную». Тем не менее, было отмечено, что «относительно оживилась газета партии (прим. – «Социал-демократ»), появилась наглядная агитация, а для нынешней ситуации в стране это уже что-то».
Ассоциативный ряд в отношении ОСДП у экспертов чаще всего связан не с инициативами партии, а с публичными выступлениями ее представителей. Таким образом, возникли три устойчивые ассоциации: критические высказывания по принимаемым в стране решениям, выступления о необходимости политических реформ, а также поддержка инициатив национал-патриотов.
Самые низкие оценки по результатам своей деятельности от экспертов получили партии НПП «Ауыл» (1,45) и партия «Бірлік» (1,14).
Комментирую свои оценки деятельности НПП «Ауыл», большинство экспертов указывали на отсутствие или скудную информацию о текущей работе партии - «ничего о них не слышал за последнее время», «нет активности», «впечатление, что такой партии – нет». При этом, некоторые эксперты отметили, что у партии сохраняется «потенциал в идеологическом плане, и в кадровом есть возможность привлечь жителей села». Согласно комментарию одного их экспертов, партия «прошла перерегистрацию успешно, идет обновление аппарата и филиалов».
Чаще всего эксперты испытывали затруднения с определением инициатив, с которыми у них ассоциируется НПП «Ауыл». В итоге были упомянуты такие инициативы как: развитие сельских населенных пунктов, а также события из новейшей истории партии, а именно: объединение двух партии и избрание нового руководства.
Что касается комментариев относительно деятельности партии «Бірлік», то они оказались очень схожими с высказываниями в адрес НПП «Ауыл»: «ничего о них не слышал за последнее время», «совершенно пропала из поля зрения», «никакой активности не наблюдаю». По версиям экспертов, «партия вступила в стагнацию с очень неясными перспективами». «Они ведут закрытую от общества деятельность», а «изначально аморфная идеология закономерно превращает их в политическую «пустышку».
В отношении партии «Бірлік» основной ассоциацией стало «отсутствие инициатив/новостей в последнее время». Тем не менее, несколько раз была упомянута инициатива по возрождению села.
Комментарии экспертов к общим оценкам деятельности партий нашли свое отражение в оценках работы политических партий по направлениям. У партий «Нұр Отан», «Ауыл» и «Бірлік» выше других направлений была оценена работа Центрального аппарата (совета); а у партий «Ак Жол», КНПК и ОСДП – выступления по общественно значимым темам. Работа с населением ниже других направлений была оценена у ДПК «Ак Жол», КНПК и партии «Бірлік». Очень слабой работой с филиалами грешат ОСДП, НПП «Ауыл» и партия «Бірлік». Также последние две партии, по оценкам экспертов, практически не уделяют внимания агитационно-пропагандистской деятельности.
Диаграмма 2. - Оценка текущей деятельности политических партий по направлениям, шкала от 0 до 5, где 0 – полное отсутствие работы по направлению, 5 – высокая активность работы по направлению
Что касается деятельности политических партий в Мажилисе Парламента РК, то в целом, согласно оценкам экспертов, ее нельзя назвать высокой – на уровне 3 баллов. Работа фракции партии «Нұр Отан» в Комитетах Мажилиса (3,50) оценивается экспертами выше, чем ее активность по депутатским запросам (3,29). Фракции ДПК «Ак Жол» и КНПК, напротив, ведут более активную работу по отправлению депутатских запросов, нежели реализуют себя в законотворческой деятельности. Обращает внимание, что по оценкам парламентской деятельности, ДПК «Ак Жол», при наличии всего 8 мест в Мажилисе, не намного уступает партии «Нұр Отан», имеющей 83 места в Мажилисе.
Диаграмма 2.1. - Оценка текущей деятельности парламентских политических партий по направлениям, шкала от 0 до 5, где 0 – полное отсутствие работы по направлению, 5 – высокая активность работы по направлению
Готовность номер раз
Коль уж речь идет о преддверии парламентского электорального цикла, то нельзя обойти стороной и вопрос об электоральных позициях политических партий. Каков результат экспертного аудита ресурсов потенциальных участников Парламентских гонок-2016?
По среднему баллу вперед вырывается партия «Нұр Отан» (4,28). За ней, в порядке убывания: ДПК «Ак Жол» (2,78), КНПК (2,39), ОСДП (1,76), НПП «Ауыл» (1,24) и, замыкает список, партия «Бірлік» (1,00). Как видно из распределения средних баллов, политических партий, чьи ресурсы были бы на «нуле», т.е. полностью отсутствовали, по мнению экспертов, нет. Но при этом, каждая партия имеет свои условно сильные и слабые стороны.
Диаграмма 3. - Оценка электоральных позиций политических партий с точки зрения наличия у них ресурсов, шкала от 0 до 5, где 0 – полное отсутствие ресурса, 5 – максимальный показатель ресурса
Сильными сторонами партии «Нұр Отан», по оценкам экспертов, выступают поддержка со стороны власти (административный ресурс), доступ к финансам (финансовый ресурс) и к СМИ (информационный ресурс). Слабыми сторонами можно назвать: командный ресурс (наличие сильной команды) и идеологический ресурс (привлекательность идеологической ниши).
Сильными сторонами ДПК «Ак Жол» являются доступ к финансам (финансовый ресурс) и узнаваемость, поддержка среди населения (электоральный ресурс). Слабой стороной можно назвать информационный ресурс (доступ к СМИ).
Сильными сторонами КНПК являются привлекательность идеологической ниши (идеологический ресурс) и узнаваемость, поддержка среди населения (электоральный ресурс). Слабыми сторонами оказались общественно-политический вес лидера (имидж лидера) и доступ к финансам (финансовый ресурс).
Сильными сторонами ОСДП, как и у КНПК, выступают привлекательность идеологической ниши (идеологический ресурс) и узнаваемость, поддержка среди населения (электоральный ресурс). Но у ОСДП, как представителя оппозиции, неважно обстоят дела с поддержкой со стороны власти (административный ресурс).
У НПП «Ауыл» лучше, чем по другим направлениям, обстоят дела с узнаваемостью, поддержкой среди населения (электоральный ресурс), а также поддержкой со стороны власти (административный ресурс). При этом, по мнению экспертов, партия «провисла» по таким ресурсам как: доступ к СМИ (информационный ресурс), сильная региональная сеть, областные лидеры (организационный ресурс), общественно-политический вес лидера (имидж лидера) и наличие сильной команды (командный ресурс).
Партия «Бірлік», по оценкам экспертов, на сегодняшней день хуже всех подготовлена к электоральной кампании. В ее активе ресурсов в той или иной мере значимыми являются только два ресурса: поддержка со стороны власти (административный ресурс) и доступ к финансам (финансовый ресурс).
***
Таким образом, сводя воедино результаты экспертного опроса и высказывание пресс-секретаря Президента Д.Абаева о том, что «голоса избирателей больше зависят не от предвыборных кампаний, а от межэлекторальной деятельности», можно сделать вывод, что пять из шести политических партий могут столкнуться с очень серьезными проблемами в вопросах мобилизации и агитации избирателей в свою пользу.
Тем не менее, предстоящие выборы не лишены интриги, что победит: финансы или идея!
Жандос Иманбай
Қазақстанда кейінгі жылдары қылмыстың көлемі қарқынды өсіп, еліміздің экономикалық-әлеуметтік жағдайының дамуына кедергі жасауда. Қылмыстар мен тәртіпсіздіктердің жылдам өсімін құқық қорғау органдары тұрғындардың тарапынан келіп түскен шағымдар мен тіркелген өтініштердің көптігімен түсіндіруде. Сондай-ақ құқық қорғау органдары елдегі жалпы қылмыстық жағдайымыз ең әуелі ұсақ құқық бұзушылықтар мен тәртіпсіздіктердің есесінен күрделенуде екендігін жасырмайды.
Елімізде ұсақ құқық бұзушылықтардың көлемін азайту мен тәртіпсіздікті тұрақтандыру мақсатында 2012 жылдан бері «нөлдік төзімділік» принципі жүзеге асып келеді. Бірнеше жылдан бері осы бұзақылық түрлерімен жан-жақты күрес жүргізіліп жатқанына қарамастан, халық арасында тәртіпсіздік деңгейі тұрақтады деп айту әзірге қиын.
Құқық қорғау органдарының 2015 жылғы қазан айындағы ресми мәліметтеріне сүйенер болсақ, еліміздегі әкімшілік құқық бұзушылықтардың көлемі 3 226 191-ге жеткен екен. 2014 жылғы көрсеткіштерге қарағанда 25%-ға артқан. Оның ішінде ұсақ тәртіп бұзушылықтардың қатары 2015 жылы 1 560 257 жетіп, 46%-ға өскен.
Осыған орай аталмыш мәселенің жай-күйін анықтап, халықтың ұсақ құқық бұзушылықтарға қатысты ой-пікірін білу мақсатында Стратегия әлеуметтік және саяси зерттеу орталығы Қазақстанның бүкіл аумағын қамтыған зерттеу жұмыстарын жүргізді. Зерттеу жұмысы 1100 іріктемеден құралып, 2013-2015 жылдар аралығын қамтыды.
Ресми статистикалық мәліметтер ұсақ тәртіпсіздіктердің қарқынды өсімін алға тартқанымен, халықтың санасында бұл бұзақылықтардың көлемі төмендеуде. Соңғы 2015 жылғы жүргізілген сауалнама нәтижесі бойынша тұрғындардың 49% ұсақ құқық бұзушылықтардың деңгейі жыл өткен сайын төмендеп жатыр деп есептейді. Сауалнамаға қатысқан азаматтардың үштен бір бөлігі яғни, 32% керісінше бұзақылықтардың саны жылдан-жылға өсуде деп жауап қатқан. Халықтың қалған бөлігі, яғни, 19%-ы бейтараптық танытты (жауап беруге қиналамын).
Сіздің ойыңызша, сіз тұратын жерде ұсақ құқық бұзушылықтардыңқатары өсуде ма, әлде азаюда ма? (2013, 2014 және 2015жж. салыстырмалы мәліметтері)
Бұл көрсеткіштерді өткен 2014 жылғы нәтижелермен салыстыратын болсақ, ұсақ қылмыстың саны өсті деген пікірмен келісетін респонденттердің үлесі 23-тен 32%-ға өскендігін байқаймыз. Аталмыш тәртіпсіздік деңгейлерінің төмендігін растайтын жауаптардың саны 60%-дан 49%-ға дейін төмендеген. Осы тұрғыдағы ұсақ қылмыстардың көлемі қаншалықты жиі артуда деген сауалға 2013 жылы респонденттердің жауабы мүлдем басқаша болған. Қылмыстардың саны жылдан-жылға артуда деушілер 31% болса, жыл өткен сайын бұзақылық көлемі төмендеу үстінде деп жауап берушілердің қатары 34%-ды құраған. Жауап беруге қиналамыз деп бейтараптық танытқандардың қатары тіпті 36% болған.
Байқағанымыздай қоғамдағы ұсақ бұзақылықтар саны 2014 жылы біршама азайғанына қарамастан, 2015 жылы қайта өсім процессін байқатқан. Бұл дегеніміз өз кезегінде ішкі істер органдарының, азаматтардың арыздарын қарауының бүгінгі жағдайы «нөлдік төзімділік» саясатын қажетті деңгейде жүргізіліп отыр деуге келмейді.
Зерттеудің нәтижелері көрсеткендей, бүгінгі күні ұсақ тәртіпсіздіктер мен құқық бұзушылықтар тұрғындардың күнделікті өмірінің ажырамас бөлігіне айналуда. Халық қоғамдық орындар мен көшелерде кереғар тәртіпсіздік түрлерімен жиі кездесіп жатады.
Үш жылдық (2013-2015) сауалнаманың нәтижелерін салыстыратын болсақ, көрсеткіштер өзгеріссіз қалған. Тұрғындардың жиі кездесетін тәртіпсіздіктердің қатарында жаяу жүргіншілердің қоғамдық орындар мен көшелерді орынсыз ластауы (қоқыс және темекі қалдықтарын лақтыру,түкіру), қоғамдық орындарда шылым шегу, қоғамдық тәртіпті бұзу болып қалған. Дегенмен, кестеге қарап ұсақ құқық бұзушылықтардың барлық түрлерінің дерлік қоғам ортасындағы таралымдық деңгейінің жыл өткен сайын төмендеп жатқандығын байқауға болады. Респонденттердің осы аты аталған ұсақ қылмыс түрлерімен күнделікті кездесу деңгейінің төмендегенімен, «сирек», «айлап», «жылдап» кездесіп қаламыз дейтін жауаптар қатары азая қоймаған.
Соңғы жылдар ішінде сіз төмендегі ұсақ құқық бұзушылықтармен қаншалықты жиі кезіктіңіз? | ||||
2013 | 2014 | 2015 | ||
Арнайы нұсқауы жоқ орындарда қоқыс тастау | Жиі, күн сайын | 48% | 40% | 32% |
Кейде, айына бірнеше рет | 25% | 34% | 34% | |
Сирек, жылына бірнеше рет | 14% | 14% | 16% | |
Кездестірмедім | 9% | 10% | 17% | |
Жауап беруге қиналамын | 3% | 2% | 1% | |
Жаяу жүргіншілердің қоғамдық орындар мен көшелерді орынсыз ластауы (қоқыс және темекі қалдықтарын лақтыру, түкіру) | Жиі, күн сайын | 0% | 57% | 44% |
Кейде, айына бірнеше рет | 0% | 29% | 29% | |
Сирек, жылына бірнеше рет | 0% | 9% | 17% | |
Кездестірмедім | 0% | 5% | 9% | |
Жауап беруге қиналамын | 0% | 1% | 1% | |
Қоғамдық орындарда шылым шегу | Жиі, күн сайын | 49% | 51% | 43% |
Кейде, айына бірнеше рет | 19% | 26% | 27% | |
Сирек, жылына бірнеше рет | 14% | 11% | 18% | |
Кездестірмедім | 10% | 10% | 10% | |
Жауап беруге қиналамын | 7% | 3% | 3% | |
Қоғамдық тәртіпті бұзу (түнгі уақытта шулау, төбелес шығару, ұрысу...) | Жиі, күн сайын | 18% | 12% | 9% |
Кейде, айына бірнеше рет | 25% | 28% | 19% | |
Сирек, жылына бірнеше рет | 31% | 34% | 37% | |
Кездестірмедім | 19% | 23% | 32% | |
Жауап беруге қиналамын | 7% | 3% | 3% | |
Үй жануарларын арнайы нұсқауы жоқ жерлерде серуендету | Жиі, күн сайын | 0% | 23% | 23% |
Кейде, айына бірнеше рет | 0% | 15% | 20% | |
Сирек, жылына бірнеше рет | 0% | 20% | 19% | |
Кездестірмедім | 0% | 32% | 30% | |
Жауап беруге қиналамын | 0% | 11% | 9% | |
Кәмілет жасына толмаған жас-өспірімдердің түнгі 23 пен таңғы 6 аралығында ата-аналарынсыз үйден тыс жерлерде жүруі | Жиі, күн сайын | 0% | 11% | 7% |
Кейде, айына бірнеше рет | 0% | 16% | 13% | |
Сирек, жылына бірнеше рет | 0% | 21% | 24% | |
Кездестірмедім | 0% | 44% | 50% | |
Жауап беруге қиналамын | 0% | 9% | 7% | |
Қоғамдық орындарда есірткі құрылғыларын қолдану | Жиі, күн сайын | 0% | 5% | 2% |
Кейде, айына бірнеше рет | 0% | 5% | 4% | |
Сирек, жылына бірнеше рет | 0% | 10% | 12% | |
Кездестірмедім | 0% | 70% | 76% | |
Жауап беруге қиналамын | 0% | 9% | 7% | |
Қоғамдық орындарда балағаттау | Жиі, күн сайын | 35% | 27% | 16% |
Кейде, айына бірнеше рет | 31% | 29% | 23% | |
Сирек, жылына бірнеше рет | 19% | 25% | 33% | |
Кездестірмедім | 10% | 17% | 25% | |
Жауап беруге қиналамын | 4% | 3% | 4% | |
Бір адамның екінші бір адамды нәсілдік діни белгілері бойынша кемсітіп, тіл тигізуі | Жиі, күн сайын | 6% | 5% | 2% |
Кейде, айына бірнеше рет | 9% | 8% | 9% | |
Сирек, жылына бірнеше рет | 21% | 23% | 21% | |
Кездестірмедім | 53% | 57% | 63% | |
Жауап беруге қиналамын | 11% | 7% | 6% | |
Қоғамдық орындарда мас күйінде жүру | Жиі, күн сайын | 24% | 15% | 10% |
Кейде, айына бірнеше рет | 31% | 33% | 28% | |
Сирек, жылына бірнеше рет | 24% | 32% | 39% | |
Кездестірмедім | 14% | 17% | 20% | |
Жауап беруге қиналамын | 7% | 3% | 4% | |
Көшедегі адамдарға тиісу, бұзақылық | Жиі, күн сайын | 7% | 5% | 2% |
Кейде, айына бірнеше рет | 13% | 12% | 9% | |
Сирек, жылына бірнеше рет | 26% | 31% | 31% | |
Кездестірмедім | 44% | 48% | 53% | |
Жауап беруге қиналамын | 10% | 5% | 6% | |
Жасы кәмелетке толмаған жас-өспірімдерге темекі және алкогольды сусын сату | Жиі, күн сайын | 0% | 12% | 5% |
Кейде, айына бірнеше рет | 0% | 15% | 13% | |
Сирек, жылына бірнеше рет | 0% | 14% | 23% | |
Кездестірмедім | 0% | 50% | 52% | |
Жауап беруге қиналамын | 0% | 9% | 6% | |
Жолда жүру ережелерін бұзу | Жиі, күн сайын | 39% | 33% | 0% |
Кейде, айына бірнеше рет | 18% | 26% | 0% | |
Сирек, жылына бірнеше рет | 13% | 18% | 0% | |
Кездестірмедім | 20% | 17% | 0% | |
Жауап беруге қиналамын | 10% | 7% | 0% |
Әдетте адамның қоғамдық орында өзін-өзі ұстау мәдениеті ең алдымен отбасында, содан кейін басқа институттардың әсерінен қалыптасады. Мәселен, сауалнама кезінде респонденттерге Сіздің ойыңызша адамның қоғамдық орында өзін ұстау дағдысын қалыптастыруда қандай субъектілер көп әсерін тигізеді? – деген сауал қойылған болатын. Бұл сұраққа респонденттердің 67% отбасы деп жауап қайырса, 40%-ы білім беруші мекемелер, 31%-ы айналасындағы өзі тілдесіп жүрген ортасына байланысты деп жауап қайырған. БАҚ көздерінің қоғамдық тәртіпті ұстануда әсерін респонденттер 24% деп баға берген. Әлеуметтік желілер мен ғаламтор ресурстарының ықпалын 17%-ға теңеген. Азаматтардың жұртшылық арасында өзін-өзі ұстау тәлімді көбіне отбасында игеретіндігі анықталса, бұл орайда ең аз ықпал етуші факторлар қатарында діни ұйымдар мен мемлекеттік органдар орналасқан.
Сіздің ойыңызша адамның қоғамдық орында өзін ұстау дағдысын қалыптастыруда қандай субъектілер көп әсерін тигізеді?
Қорытындылай келе, мемлекет тарапынан ұсақ құқық бұзушылықтар мен тәртіпсіздіктердің деңгейін азайту мақсатында түрлі іс-шаралардың атқарылып жатқандығына қарамастан, қоғамдағы тәртіпсіздіктердің көлемі төмендер емес. «Нөлдік төзімділік» принципі қоғамдық қауіпсіздіктің және қылмыспен күрестің маңызды қадамы болғанына қарамастан, елімізде ұсақ бұзақылықтардың көрсеткіштері тұрақсыз. Зерттеу жұмыстары барысында 2014 жылы аталмыш тәртіпсіздіктердің деңгейі біршама азайғаны байқалса, 2015 жылғы сауалнама нәтижелерінде қайта өсіп келе жатқандығын байқауға болады. Сонымен қатар, бүгінгі күні халық қоғамдық орындарда бұл ұсақ қылмыс түрлеріне жол бермеу керегін әлі де ұғынбаған сыңайлы.
Ең ұсақ құқық бұзушылықпен, бұзақылықпен, мәдениетсіздікпен ымыраға келмеуіміз керек, өйткені, осының өзі қоғам тыныштығын бұзады. Тәртіпсіздік пен өз бетімен кетушілікті сезіну одан да елеулі қылмыстарға жол ашуы мүмкін. Сондықтан да ұсақ қылмыс пен тәртіпсіздіктердің мемлекеттің қауіпті дерті екенін ескеріп, тың бастамалар жасақтау керек.
Бірінші кезекте «нөлдік төзімділік» принципінің іске қосылғандығын және ұсақ қылмыс түрлеріне қатысты жаза түрлерін қолданатындығы жайлы халықты хабардар ету қажет. Соңғы 2015 жылғы жан-жақты жүргізілген зерттеу жұмыстары барысында тұрғындардың тек 15% ғана, елбасының бастамасымен ұсақ құқық бұзушылықтарға қарсы «нөлдік төзімділік» саясаты жүзеге асып жатқандығымен толыққанды таныс болып шықты.
Қоғамдық орталар мен мәдени орталықтарда бақылауды көптеп орнату. Кезекші полейцейлерден бөлек, қоғамдық орындарда бейне бақылаулар мен фото камералардың көлемін арттыру қажет.
«Нөлдік төзімділік» саясаты негізіндегі заңнамалық актілерді жетілдіріп, күшейту қажет. Айыппұл көлемін ұлғайту, белгілі мерзім көлемінде абақтыға жабу және қоғамдық жұмыстармен жүктеу.
Тәрбиелік іс-шаралардың қатарын ұлғайту. Білім беру мекемелерінде (бала бақша, мектеп, ЖОО) мәдениет, қоғамдық орындарда өзін-өзі ұстау дағдысына қатысты тәрбиелік мәні бар дәрістер өткізу.
Как показывает наш многолетний опыт проведения экспертных опросов в Казахстане по вопросам функционирования элитных групп, сейчас не самое лучшее время для таких исследований. Как неоднократно указывалось экспертами, то, что на сегодняшний день происходит в управленческой элите, все труднее оценивать и прогнозировать, поскольку слабо прочитывается логика происходящего в этой группе, все меньше привязки управленческих решений (снятие/назначение) к конкретным результатам работы тех или иных элитариев.
Тем не менее, очередной экспертный опрос был проведен, и в таблице 1 представлены результаты опроса за третий квартал 2015 года, в котором принял участие 21 казахстанский эксперт.
На этот раз оценку выше 5-ти баллов по 7-балльной шкале получили сразу четыре руководителя: помимо председателя КНБ Н.Абыкаева (5,59 балла; авторитетность – 6 баллов) в группу «тяжеловесов» вошли руководитель администрации президента Н.Нигматулин (5,52), министр обороны И.Тасмагамбетов (5,07 балла) и аким города Астаны А.Джаксыбеков (5,04 балла). Обращает на себя внимание, что аким Астаны имеет относительно низкие результаты по такому показателю, как эффективность в качестве менеджера (4,89 балла).
Исследование подтвердило зафиксированное во втором квартале т.г. падение рейтинга премьер-министра К.Масимова, который переместился в общем списке на 8 место (4,55 балла). При этом заметно, что эксперты, по-прежнему, относительно высоко оценивают его перспективность (4,88 балла) на фоне довольно низких оценок авторитетности и эффективности.
Как и в опросе за второй квартал, всего 9 представителей управленческой элиты получили балл выше 4-х, в то время как в предыдущие периоды наблюдений (см. http://ofstrategy.kz/index.php/ru/) в группу элитариев, получивших «хорошие» (4-5 баллов) показатели, входили 18-20 человек. Помимо премьер-министра, в эту группу вошли председатель правления НК «Астана ЭКСПО-2017» А.Есимов, теперь уже экс-председатель Нацбанка К.Келимбетов (имевший по результатам опроса достаточно высокий показатель перспективности 4,78 балла), вице-премьер Д.Назарбаева (поднявшаяся с 11 места на 7-е). Обращает на себя внимание усиление по сравнению с началом года в рейтинге позиций «силовиков» - генерального прокурора А.Даулбаева (с 27 места на 9-е) и министра внутренних дел К.Касымова (с 13 на 10-е место). По результатам исследования заметно постепенное снижение в течение года позиций спикера Сената Парламента К.Токаева (сейчас он на 11 месте, в начале года был на 6-м) и внештатного советника Президента Б.Утемуратов (с 4-го на 13-е место).
На этот раз из списка «тяжеловесов» выбыли председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» У.Шукеев и министр по инвестициям и развитию А.Исекешев.
Прорывом данного рейтинга следует назвать 25-е место министра здравоохранения и социального развития Т.Дуйсеновой (3,44 балла), при этом стоит отметить достаточно высокий показатель ее перспективности (3,67 балла; по замечанию одного из экспертов «женщина в «обойме» - основа перспективы»). За этим исключением список «аутсайдеров» рейтинга в 3-м квартале 2015 года остался без изменений.
Таблица 1. Рейтинг представителей управленческой элиты за 3 квартал 2015 года (по 7-балльной шкале)
№ | ФИО | Авторитетность | Эффективность | Перспективность | Итог, 3 квартал |
1 | Абыкаев Н.А. | 6,00 | 5,67 | 5,11 | 5,59 |
2 | Нигматулин Н.З. | 5,89 | 5,33 | 5,33 | 5,52 |
3 | Тасмагамбетов И.Н. | 5,22 | 5,00 | 5,00 | 5,07 |
4 | Джаксыбеков А.Р. | 5,22 | 4,89 | 5,00 | 5,04 |
5 | Есимов А.С. | 5,22 | 5,00 | 4,22 | 4,81 |
6 | Келимбетов К.Н. | 4,89 | 4,44 | 4,78 | 4,70 |
7 | Назарбаева Д.Н. | 4,89 | 3,89 | 4,89 | 4,56 |
8 | Масимов К.К. | 4,33 | 4,44 | 4,88 | 4,55 |
9 | Даулбаев А.К. | 4,67 | 4,44 | 4,44 | 4,52 |
10 | Касымов К.Н. | 4,67 | 4,35 | 4,22 | 4,43 |
11 | Токаев К.К. | 4,67 | 3,89 | 4,67 | 4,41 |
12 | Касымбеков М.Б. | 4,78 | 4,11 | 3,89 | 4,26 |
13 | Утемуратов Б.Д. | 4,00 | 4,25 | 3,88 | 4,04 |
14 | Мами К.А. | 4,22 | 3,57 | 4,11 | 3,97 |
15 | Шукеев У.Е. | 4,11 | 3,89 | 3,89 | 3,96 |
16 | Кожамжаров К.П. | 4,22 | 3,63 | 4,00 | 3,95 |
17 | Идрисов Е.А. | 3,67 | 4,11 | 3,89 | 3,90 |
18 | Бисембаев А.А. | 4,56 | 3,33 | 3,78 | 3,89 |
19 | Кулибаев Т.А. | 3,56 | 3,63 | 4,00 | 3,73 |
20 | Сагинтаев Б.А. | 4,22 | 3,11 | 3,78 | 3,70 |
21 | Исекешев А.О. | 3,89 | 3,56 | 3,56 | 3,67 |
22 | Досаев Е.А. | 3,56 | 3,67 | 3,67 | 3,63 |
23 | Мамин А.У. | 3,75 | 3,63 | 3,38 | 3,58 |
24 | Имашев Б.М. | 4,00 | 3,22 | 3,33 | 3,52 |
25 | Дуйсенова Т.К. | 3,33 | 3,36 | 3,67 | 3,47 |
26 | Ермекбаев Н.Б. | 3,44 | 3,33 | 3,56 | 3,44 |
27 | Рогов И.И. | 3,33 | 3,56 | 3,33 | 3,41 |
28 | Султанов Б.Т. | 3,44 | 3,33 | 3,44 | 3,41 |
29 | Мынбаев С.М. | 3,00 | 3,14 | 3,67 | 3,29 |
30 | Школьник В.С. | 3,44 | 3,44 | 2,89 | 3,26 |
31 | Тусупбеков Р.Т. | 3,71 | 3,14 | 2,86 | 3,24 |
32 | Бабакумаров Е.Ж. | 2,78 | 3,44 | 3,44 | 3,22 |
33 | Байбек Б.К. | 3,00 | 2,88 | 3,67 | 3,18 |
34 | Джанбурчин К.Е. | 2,89 | 3,13 | 3,22 | 3,08 |
35 | Мырзахметов А.И. | 3,22 | 2,75 | 3,22 | 3,06 |
36 | Джакупов К.К. | 3,33 | 2,78 | 3,00 | 3,04 |
37 | Мамытбеков А.С. | 2,89 | 2,56 | 2,56 | 2,67 |
38 | Мухамедиулы А. | 2,50 | 2,50 | 2,75 | 2,58 |
39 | Саринжипов А.Б. | 2,33 | 2,44 | 2,33 | 2,37 |
40 | Абдыкаликова Г.Н. | 2,22 | 2,00 | 2,56 | 2,26 |
41 | Турганкулов К.Т. | 2,33 | 2,33 | 2,11 | 2,26 |
42 | Айтжанова Ж.С. | 2,00 | 2,33 | 2,22 | 2,19 |