Байгужинов Ян, Искаков Ержан, Лян Милана, Мырзагали Анель – студенты 2 курса специальности «Политология», кафедры политологии и политических технологий, Казахского национального университета имени Аль-Фараби.
Введение
История разделения государственной и религиозной власти на протяжении всего периода сосуществования носила характер противостояния. С усилением централизации государственных образований вообще, религиозные институты оказались подвластны единому механизму регуляции общественных отношений, потеряв самостоятельность в политической жизни на всех фронтах. Одновременно практически четверть населения планеты исповедует ислам в многообразии его форм и течений, образуя обособленную культурную матрицу, базирующуюся на определенном пласте религиозных представлений [1, 7 с.]. Казахстан особенно интересен нам в этом вопросе хотя бы ввиду необычных отношений государства и ислама, как религии, главенствующей в сердцах большинства его граждан. При этом роль ислама становится все более значительной – ислам напрямую влияет на представления людей о необходимом устройстве общества и государства, представляя собой одного из наиболее влиятельных акторов социализации. Целью нашего небольшого исследования является попытка определить – каким образом религиозные представления в целом и ислам, как одна из основных и самая распространенная религия в стране, в частности, влияют на политический процесс внутри Казахстана...
Скачать полный текст статьи
Так, у значимого числа опрошенных (42%) нет сбережений. Только у 4% опрошенных накопленных средств достаточно, чтобы прожить на них один год
Как и в 2009 году участникам опроса был предложен список возможностей, на которые эту сумму можно было потратить...
Есть вопрос, вызывают ли данные выборы интерес у кого-либо кроме экспертов, которые следят за нынешним электоральным циклом в силу своей профессии?
ОФ "ЦСПИ "Стратегия"
Согласно статистическим подсчетам по итогам регистрации кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК, 82,5% (359 чел.) являются самовыдвиженцами, 17,5% (76 чел.) кандидатами от политических партий. Количество самовыдвиженцев почти в 5 раз превышает долю одномандатников, выдвинутых в Мажилис от партий.
А по результатам социологического опроса казахстанцев, проведенном ОФ ЦСПИ «Стратегии» в конце февраля 2023 года, из тех, кто планирует пойти на голосование 19 марта 2023 года, большая часть настроена голосовать за кандидата, имеющего партийную принадлежность – 47,5%. Только каждый третий (30,2%) из участников опроса планирует проголосовать за беспартийного кандидата. Т.е., у кандидатов от партий на старте в 1,5 раза выше шанс быть избранным, чем у самовыдвиженца. Надо отметить, что наиболее благосклонны к беспартийным кандидатам потенциальные избиратели в возрасте 46-63 лет, сельчане, а также те, кто недоволен, неудовлетворен тем, какую жизнь он ведет.
Скажите, за какого кандидата-самовыдвиженца вы бы проголосовали на выборах?, % от числа тех, кто намерен принять участие в голосовании, один вариант ответа
Фокус-групповые дискуссии, проведенные в городах республиканского значения, показали, что (1) информированность об изменениях в выборной процедуре невысокая, (2) недоверие результатам выборов, основанное на позиции «от моего голоса ничего не зависит, там уже все решили» остается доминирующей.
Относительно голосования за самовыдвиженцев вопросы вызывают такие темы как: (1) к каким силам в Мажилисе примкнет беспартийный депутат, останется ли он в Мажилисе политически независимым, (2) есть ли процедура отзыва депутата-самовыдвиженца, (3) не забудут ли самовыдвиженцы от какого округа они избирались, когда сядут в депутатское кресло.
Графой «против всех» хотят воспользоваться 2,8%. Ну, а на перепутье на конец февраля находился почти каждый пятый - 19,6%, - именно столько респондентов сказали, что пока затрудняются ответить, за какого кандидата они скорее всего проголосуют.
[1] ОФ «ЦСПИ «Стратегия» в период 17-27 февраля 2023 года провел очередной опрос населения в 20 регионах Казахстана, объем выборки 1600 респондентов (18+, выборка квотная). Опрос проведен по собственной инициативе и за счет собственных средств Фонда. Максимальная статистическая ошибка (с 95% доверительной вероятностью) составляет 3%.
Фонд подтверждает, что соответствует требованиям, предъявляемым пунктом 9 статьи 28 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» к юридическим лицам, проводящим опросы общественного мнения в электоральный период. Электоральные исследования Фонд проводит с уведомления ЦИК РК.