Представляем электронную версию публикации Фонда "Риски и возможности проведения прямого голосования на выборах в местные органы самоуправления (на примере шести сел в РК)". Издана в ноябре 2021 года. 188 стр.
В книге представлены результаты исследования по изучению уровня готовности местных сообществ к выборам глав сельских территорий с использованием механизма прямых выборов на основе практического опыта и ожиданий от данных выборов. Отдельное внимание уделено описанию особенностей сельских сообществ и образу сельского акима в их представлениях.
Исследование проведено в рамках проекта «Риски и возможности проведения прямого голосования на выборах в местные органы самоуправления», выполненного при спонсорской поддержке Представительства Фонда Розы Люксембург в Центральной Азии.
Книга может быть полезна специалистам, ответственным за реализацию реформы МСУ, представителям экспертных и академических кругов, занятых изучением процессов развития местного самоуправления в Казахстане.
В августе 2023 года ОФ "ЦСПИ "Стратегия" по заказу ОО "Повышение открытости" (г.Алматы) провело исследование с целью выявить вероятность возникновения коррупционных рисков после введения запрета на курение табака для кальяна и кальянных смесей в пунктах общественного питания, а также оценить соблюдения введенного запрета.
Сбор данных осуществлялся в двух городах страны - Шымкенте и Алматы. В ходе исследования было опрошено 120 потребителей кальянов, проведено 12 интервью с предприниматели из кальянной индустрии и 6 интервью с экспертами.
14 марта 2013 года вышло постановление главного государственного санитарного врача о введении запрета на курение кальяна в общественных местах. Таким образом, курить кальян запрещалось в пунктах общественного питания, кинотеатрах, театрах, концертных, смотровых и выставочных залах, на спортивных аренах, и в других крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха, в том числе в ночных клубах, на дискотеках. В 2021 году в разгар пандемии расширили перечень мест, где теперь нельзя будет курить. Запрет коснулся автобусных остановок, детских площадок, метро и подземных переходов. Еще одно нововведение – табачные изделия и смеси для кальяна могут продаваться лишь тем, кому исполнился 21 год. При отпуске товаров продавцы должны будут обязательно требовать от покупателей документ, удостоверяющий личность. Также установлен запрет на продажу в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, стадионов.
Представители кальянной индустрии оценивают введенный запрет, как неэффективный. Подавляющее большинство опрошенных представителей кальянной индустрии Алматы и Шымкента единогласно отмечают, что на сегодняшний день в Казахстане сформировалась кальянная культура. При этом она продолжает развиваться, формируя профессиональную среду и в этом большая заслуга – кальянщиков-мастеров. Развитие кальянной культуры привело к большой конкуренции в индустрии, становлению профессии «кальянщика», повышению спроса на кальяны. Введение запрета тормозит развитие индустрии. При этом по оценкам экспертов, эту ситуацию нельзя назвать выгодной не для кого из участников - ни для государства, ни для бизнеса, ни для потребителей. Потому что государственный бюджет недополучает поступления в виде налогов и штрафов, репутация государственных органов в глдазах бизнеса и потребителей снижается, формируются условия для «круговой поруки» и взяточничества, повышаются риски для бизнеса.
Опрос потребителей показал, что кальян чаще всего вопринимается как часть досуговой культуры. Курение кальянов не является частой активностью респондентов вне дома. Большинство участников опроса курят кальян в неспециализированных заведениях (кафе/бары) несколько или один раз в месяц. При этом основными причинами потребления кальяна выступают либо собственные гедонистические мотивы, либо дружеское окружение, в котором курят кальян. Примечательно, что алматинцы чаще курят кальян за компанию (48,3%), в то время как более половины опрошенных в Шымкенте (55,0%), курят кальян для получения удовольствия. Таким образом, курение кальяна представляется как ежемесячный символический ритуал, который респонденты повторяют ради своего собственного удовольствия, либо как способ, демонстрирующий приверженность респондента интересам малой (дружеской) группы и призванный укреплять внутригрупповые связи.
В большинстве случаев респонденты не склонны отказывать себе в удовольствии курить кальян, даже несмотря на действие запрета. При этом большая часть (40%) сказали, что продолжат ходить курить кальяны в заведения, потому что запреты их не пугают, а каждый третий (33%) видит альтернативу в потреблении кальяна в домашних условиях.
Таким образом, неэффективность реализации запрета на курения кальянов в общественных местах, влекущее за собой повышение рисков коррупции, заставляют обратить внимание на альтернативные или компромиссные пути решения вопроса. Таковыми, по представлению экспертов, могут стать шаги по легализации и регламентации кальянной деятельности.
С полным текстом отчета по результатам исследования можно ознакомиться здесь.
Значительная часть казахстанцев негативно относится к атеистам, а многие атеисты предпочитают не оглашать свои убеждения, к таким выводам пришли эксперты общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия».
Продолжая описание ситуации в городе периода акимства Досаева, конечно, невозможно обойтись без оценки работы городских властей (как исполнительных, так и представительных органов).
В какой мере справедливы и объективны выдвигаемые в социальных сетях оценки акима, отражают ли они мнения других, менее активных в публичном отношении, горожан?