Последнее время в Казахстане много говорят о буллинге и кибербулинге, но мало изучают эти явления. Хотя, согласно зарубежным лонгитюдным исследованиям, жертвы постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии и нервных расстройств, менее успешны в профессиональной деятельности, чаще ведут одинокий образ жизни. И это не только жизненная драма отдельного человека, еще это потерянный потенциал для государства. Нам предложили поговорить о кибербуллинге.
Цитаты из интервью социолога Ольги Симаковой о кибербуллинге:
"Кибербуллинг – это та же травля, но в цифровом формате, когда ваши странички в социальных сетях, чатах, форумах становятся площадкой для систематических нападок и оскорблений. Чаще всего, к сожалению, мы сталкиваемся с этим явлением в школе, в подростковой и молодежной среде. Если говорить об актуальности этой проблемы, то она была и в наши школьные годы и остается таковой сейчас..."
"...На выбор тех или иных типов буллинга или кибербуллинга влияние оказывает личность как обидчика, так и жертвы, а также цель, которую преследует обидчик. Но самое неприятное, что во многих случаях, как показывают исследования, основным мотивом травли как в подростковой, так и молодежной среде, становится желание обидчика просто развлечься. Также доминантными мотивами для буллинга выступают желание показать свою силу превосходство и выплеснуть накопившийся негатив, агрессию..."
"...Жертвы кибербуллинга чаще всего не говорят о том, что они подвергаются нападкам в социальных сетях, а второе – взрослые зачастую не могут контролировать то, что происходит в «детских» чатах в мессенджерах и на их страничках, по причине отсутствия доступа..."
"...Заметно, что родители не склонны драматизировать ситуацию, склоняясь к тому, что это издержки возраста и влияние референтов в виде друзей. Возможно, это — наша ошибка как взрослых, что мы, а не наши дети, не всегда готовы перепроверить полученную информацию, оценить всю ее серьезность, а самое главное, оценить влияние, которое она оказывает на участников ситуации..."
О методике
С марта 2009 года ОФ «ЦСПИ «Стратегия» на основе экспертных оценок составляет рейтинг влиятельности политиков и управленцев центрального уровня. Опрос экспертов проводится по результатам работы управленцев за каждый квартал.
Работа оценивается по трем критериям: авторитетность, как личности; эффективность, как менеджера и перспективность, как политика. Оценка производится по шкале от 1 до 7 баллов, где 1 – самый низкий показатель характеристики, а 7 – наивысший показатель характеристики.
Данный опрос экспертов прошел с 02 по 12 апреля 2021 года; в нем приняли участие 27 экспертов.
Обращаем внимание, что начиная с этого квартала, мы ввели 4-й критерий для оценивания политиков и управленцев – критерий «информационной открытости». И, как обнаружилось, данный критерий оказал влияние на распределение элитариев в итоговом списке рейтинга, иногда неожиданное. Отметим, что данный критерий показался нам интересен с точки зрения развития концепции и практики «слышащего государства», но также очевидно, что не все должности предполагают высокую степень публичности, и в силу этого на позиции этих управленцев данное обстоятельство отразилось негативно. Хотя также не исключаем, что некоторые из персон не проявляли требуемой информационной открытости и из-за этого потеряли места в рейтинге.
ТОП-10
Итак, по итогам оценивания в первом квартале 2021 года в ТОП-10 вошли 1-й заместитель председателя партии «Nur Otan» Бауыржан Байбек и помощник Президента Ерлан Карин («хорошо продвигает повестку Президента»). При этом из первой десятки выбыли помощник президента – секретарь Совета безопасности Асет Исекешев («нет ощущения, что с безопасностью (особенно внутренней) все под контролем») и руководитель Администрации Президента Ерлан Кошанов («строже надо быть к правительству и акимам, а то они вообще страх потеряли»).
Обращает внимание снижение показателя рейтинга председателя КНБ Карима Масимова: со второго места, которое Масимов занимал практически весь период президентства Токаева, он передвинулся на четвертое место (-0,53), пропустив вперед представителей законодательной ветви власти – спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина (2 место; 4,67 балла)и спикера Сената Маулена Ашимбаева (3 место; 4,3 балла).
ТАБЛИЦА 1. – ТОП-10 РЕЙТИНГА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ КАЗАХСТАНА (СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ.)
№ | ФИО | 1-й квартал, 2021 г. | 4-й квартал, 2020 г. |
1. | Токаев К.К. | 5,27 | 5,26 |
2. | Нигматулин Н.З. | 4,67 | 4,55 (3 место) |
3. | Ашимбаев М.С. | 4,30 | 4,29 (5 место) |
4. | Масимов К.К. | 4,26 | 4,79 (2 место) |
5. | Кулибаев Т.А. | 4,06 | 4,09 (10 место) |
6. | Мамин А.У. | 4,05 | 4,27 (6 место) |
7. | Байбек Б.К. | 4,01 | 3,91 (14 место) |
8. | Карин Е.Т. | 3,99 | - |
9. | Шпекбаев А.Ж. | 3,96 | 4,21 (7 место) |
10. | Бисембаев А.А. | 3,93 | 4,07 (11 место) |
Как показал опрос, в первом квартале 2021 года в верхней части рейтинга появились управленцы с высокой информационной добавленной стоимостью. К ним следует отнести первого заместителя руководителя Администрации Президента Даурена Абаева (11 место; изменение ранговой позиции +8); министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдата Мусина (13 место; +4); министра образования и науки Асхата Аймагамбетова (16 место; +13).
Хотя в комментариях эксперты действия названных управленцев описывали не всегда лицеприятно, акцентируя и слабые стороны их работы. Так, при том, что Абаев «нормально провел выборы, заставил акимов принять многопартийность маслихатов», на нем, как «кураторе медийного блока» лежит ответственность за «провал информирования относительно старта вакцинации и всего процесса информационно-пропагандистской работы в этом направлении». У экспертов есть замечания и к работе министра Мусина: «Если посчитать потраченное на «цифру» и отдачу, то гора родила мышь»; «Непонятно, чем занимается. Лучше бы проконтролировал, чтобы Gov.kz нормально работал, и госорганы туда свои данные перенесли, а то они 80% их потеряли». В отношении работы министра Аймагамбетова были высказаны как позитивные, так и негативные комментарии. Такговорилось о том, что он «достаточно открыт, но при этом имиджевая политика министерства оставляет желать лучшего»; что Аймагамбетов «находится под постоянным прессингом вузовского лобби, но справляется и продвигает достаточно здравые вещи» и также прозвучали оценки, что «в части организации учебного процесса в период пандемии допустил ряд ошибок».
Вместе с тем, несмотря на изменение подхода к оцениванию, лидерами рейтинга остаются самые высокопоставленные лица государства – Президент, спикеры обеих палат Парламента, премьер-министр. Это говорит о том, что они в достаточной мере представлены в информационном пространстве страны и удовлетворяют запросам экспертов, связанным с их статусом и возложенными на них обязанностями.
ТАБЛИЦА 2. – РЕЙТИНГ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ КАЗАХСТАНА ПО ПАРАМЕТРАМ (1-Й КВАРТАЛ 2021 Г.)
№ | ФИО | Итог | Авторитетность | Эффективность | Перспективность | Информационная открытость |
1. | Токаев К.К. | 5,27 | 5,95 | 4,95 | 5,10 | 5,10 |
2. | Нигматулин Н.З. | 4,67 | 5,32 | 4,50 | 4,91 | 3,95 |
3. | Ашимбаев М.С. | 4,30 | 4,30 | 3,96 | 4,57 | 4,36 |
4. | Масимов К.К. | 4,26 | 5,35 | 4,61 | 4,57 | 2,50 |
5. | Кулибаев Т.А. | 4,06 | 4,91 | 3,96 | 4,22 | 3,14 |
6. | Мамин А.У. | 4,05 | 4,74 | 4,04 | 3,96 | 3,45 |
7. | Байбек Б.К. | 4,01 | 3,96 | 3,70 | 4,52 | 3,86 |
8. | Карин Е.Т. | 3,99 | 3,68 | 3,83 | 4,17 | 4,27 |
9. | Шпекбаев А.Ж. | 3,96 | 4,27 | 4,05 | 3,77 | 3,76 |
10. | Бисембаев А.А. | 3,93 | 4,35 | 3,77 | 4,43 | 3,18 |
11. | Абаев Д.А. | 3,91 | 3,73 | 3,57 | 4,39 | 3,96 |
12. | Досаев Е.А. | 3,79 | 4,17 | 3,74 | 4,17 | 3,09 |
13. | Мусин Б.Б. | 3,77 | 3,36 | 3,73 | 3,91 | 4,10 |
14. | Исекешев А.О. | 3,73 | 4,45 | 4,10 | 3,90 | 2,47 |
15. | Кошанов Е.Ж. | 3,67 | 4,23 | 3,91 | 4,00 | 2,52 |
16. | Аймагамбетов А. К. | 3,65 | 3,13 | 3,43 | 3,52 | 4,50 |
17. | Келимбетов К. Н. | 3,55 | 3,78 | 3,30 | 3,74 | 3,36 |
18-19. | Ильин Ю.В. | 3,50 | 3,26 | 4,00 | 3,35 | 3,41 |
18-19. | Кушербаев К. Е. | 3,50 | 4,09 | 3,95 | 3,14 | 2,81 |
20-21. | Мурзалин М. К. | 3,49 | 3,58 | 3,65 | 3,58 | 3,13 |
20-21. | Скляр Р.В. | 3,49 | 3,55 | 3,73 | 3,73 | 2,95 |
22-24. | Есимов А.С. | 3,46 | 4,70 | 3,87 | 2,91 | 2,36 |
22-24. | Касымбеков М.Б. | 3,46 | 4,45 | 4,19 | 3,14 | 2,05 |
22-24. | Смаилов А. А. | 3,46 | 3,77 | 3,59 | 3,59 | 2,90 |
25. | Тлеуберди М.Б. | 3,45 | 3,45 | 3,59 | 3,55 | 3,19 |
26. | Утемуратов Б.Ж. | 3,41 | 4,50 | 3,95 | 3,09 | 2,10 |
27. | Годунова Н.Н. | 3,40 | 3,22 | 4,05 | 3,35 | 3,00 |
28. | Айдарбаев А.С. | 3,39 | 3,61 | 3,82 | 3,57 | 2,57 |
29-30. | Ермекбаев Н.Б. | 3,37 | 3,68 | 3,39 | 3,43 | 2,95 |
29-30. | Тургумбаев Е.З. | 3,37 | 3,71 | 3,48 | 3,19 | 3,10 |
31. | Сагинтаев Б.А. | 3,36 | 3,91 | 3,05 | 3,18 | 3,29 |
32. | Балаева А.Г. | 3,34 | 3,17 | 3,04 | 3,52 | 3,64 |
33. | Султанов Б.Т. | 3,33 | 3,50 | 3,45 | 3,50 | 2,86 |
34. | Асанов Ж.К. | 3,31 | 3,45 | 3,32 | 3,41 | 3,05 |
35. | Имашев Б.М. | 3,28 | 3,61 | 3,22 | 3,52 | 2,77 |
36. | Цой А.В. | 3,27 | 3,18 | 3,18 | 3,00 | 3,71 |
37. | Тугжанов Е.Л. | 3,26 | 3,68 | 3,09 | 3,23 | 3,05 |
38. | Ногаев Н.А. | 3,21 | 3,32 | 3,45 | 3,45 | 2,62 |
39. | Бозумбаев К.А. | 3,13 | 3,41 | 3,29 | 3,73 | 2,10 |
40. | Кульгинов А.С. | 3,05 | 3,13 | 2,78 | 3,00 | 3,27 |
41. | Сулейменов Т.М. | 3,05 | 3,30 | 3,15 | 3,45 | 2,32 |
42. | Атамкулов Б.Б. | 3,04 | 3,35 | 3,04 | 3,23 | 2,55 |
43. | Мами К.А. | 3,03 | 3,86 | 3,41 | 2,86 | 2,00 |
44. | Касымов К.Н. | 3,02 | 3,77 | 3,71 | 2,90 | 1,68 |
45. | Баттаков Е.Е. | 3,01 | 3,63 | 3,22 | 3,35 | 1,83 |
46. | Онжанов Н.Б. | 2,94 | 3,38 | 3,29 | 3,14 | 1,95 |
47. | Жамаубаев Е.К. | 2,93 | 3,04 | 3,14 | 3,09 | 2,45 |
48. | Мирзагалиев М.М. | 2,85 | 2,55 | 2,91 | 2,86 | 3,10 |
49. | Нурдаулетов Г.Д. | 2,84 | 3,32 | 2,86 | 2,86 | 2,33 |
50. | Иргалиев А. А. | 2,82 | 2,86 | 2,91 | 3,09 | 2,41 |
51. | Омаров С.К. | 2,82 | 3,00 | 2,86 | 2,95 | 2,48 |
52. | Донаков Т.С. | 2,81 | 3,09 | 3,00 | 3,05 | 2,10 |
53. | Бекетаев М.Б. | 2,77 | 2,96 | 2,74 | 3,13 | 2,27 |
54. | Жиенбаев Е. Н. | 2,76 | 2,95 | 3,05 | 3,19 | 1,85 |
55. | Шапкенов С.Ж. | 2,66 | 2,50 | 2,81 | 2,95 | 2,38 |
56. | Жаилганова А. Н. | 2,63 | 2,59 | 2,73 | 2,77 | 2,43 |
57. | Раимкулова А. Р. | 2,60 | 2,45 | 2,59 | 2,68 | 2,67 |
В ТОП-10 по параметру «Авторитетность», по результатам 1 квартала 2021 года, первые позиции остаются за Президентом страны Касым-Жомартом Токаевым, К.Масимовым и Н.Нигматулиным. Эти политики получили оценки выше 5-и баллов. Как видим, в рейтинге десяти наиболее авторитетных политиков половину составляют те, кого можно отнести к команде «Библиотеки».
ДИАГРАММА 1. – ТОП-10. АВТОРИТЕТНОСТЬ (в баллах)
Среди политиков, вошедших в ТОП-10 рейтинга по параметру «Эффективность», по результатам 1 квартала 2021 ни один не получил оценок 5 баллов и выше. В экспертной среде присутствует неудовлетворенность проводимой социально-экономической политикой в стране, опрошенные не видят значимых позитивных результатов и подвергают критике работу ответственных госорганов, в том числе и работу Президента: «Спустя два года после того, как Токаев возглавил страну, в его действиях по-прежнему много мер, призванных повысить его популярность. Причем, в жертву популярности приносится логика, последовательность и здравый смысл. Решения вроде раздачи средств ЕНПФ, превышающих «порог достаточности», волшебства с приказами министру здравоохранения улучшить ситуацию спустя сутки после того, как глава МЗ отчитался о достаточном количестве вакцины, и прочее, больше похожи на «игру на публику»».
ДИАГРАММА 2. – ТОП-10. ЭФФЕКТИВНОСТЬ (в баллах)
В ТОП-10 по параметру «Перспективность» только один политик получил выше 5-и баллов – Президент страны К.-Ж.Токаев. Сравнительно высоко оценивается перспективность Н.Нигматулина (4,91 балла). Также в первый рейтинг 2021 года в число перспективных вошли уже упоминавшиеся ранее Д.Абаев, Е.Карин, а также помощник Елбасы - первый заместитель управляющего делами Президента Абай Бисембаев и председатель Национального банка Ерболат Досаев.
ДИАГРАММА 3. – ТОП-10. ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ (в баллах)
Как уже отмечалось выше, первая «десятка» рейтинга информационной открытости объясняет изменения, произошедшие в итоговом списке. Более 5-и баллов и первое место в этом рейтинге получил Президент страны К.-Ж.Токаев. Сохранили свое присутствие в ТОП-10 спикеры Парламента, при этом председатель КНБ в нем отсутствует (по вполне понятным причинам). Но самое главное – эксперты отметили и высоко оценили активное присутствие в информационном поле министров образования и здравоохранения – А.Аймагамбетова и Алексея Цоя, а также министра цифрового развития Б.Мусина, и работников Администрации президента – Д.Абаева и Е.Карина.
ДИАГРАММА 4. – ТОП-10. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ (в баллах)
Блоки
Среди представителей социального блока наиболее высокий итоговый балл получил министр образования и науки А.Аймагамбетов (16 место), рейтинг которого в существенной мере связан с высокими показателями его информационной открытости и перспективности. Следующие за ним представители социального блока – министр здравоохранения А.Цой и курирующий вице-премьер Ералы Тугжанов («МВК под его руководством так не и показала себя эффективным рабочим органом»)–занимают лишь 36 и 37 места соответственно.
ТАБЛИЦА 3. – РАНКИНГ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО БЛОКА (1-Й КВАРТАЛ 2021 Г.)
Ранг | ФИО | Итог | Авторитетность | Эффективность | Перспективность | Информационная открытость |
16. | Аймагамбетов А. К. | 3,65 | 3,13 | 3,43 | 3,52 | 4,50 |
36. | Цой А.В. | 3,27 | 3,18 | 3,18 | 3,00 | 3,71 |
37. | Тугжанов Е.Л. | 3,26 | 3,68 | 3,09 | 3,23 | 3,05 |
55. | Шапкенов С.Ж. | 2,66 | 2,50 | 2,81 | 2,95 | 2,38 |
57. | Раимкулова А. Р. | 2,60 | 2,45 | 2,59 | 2,68 | 2,67 |
В законодательно-правовом блоке лидеры – спикеры обеих палат Парламента РК. Другие представители данного блока имеют невысокие позиции в итоговом рейтинге. Причем заметно, что хуже всего представители законодательно-правового блока оцениваются по критерию «информационная открытость» (за исключением спикера Сената). Самые низкие позиции у заместителя руководителя президентской администрации Е.Жиенбаеваи министра юстиции М. Бекетаева. Как указывали эксперты в отношении Бекетаева, «несмотря на то, что Бекетаев регулярно встречается с представителями СМИ, информационная открытость и самого министра, и министерства оставляет желать лучшего. Нет продуманной стратегии в работе по освещению деятельности министерства». Также отмечалось, что «излишнее стремление поставить юристов под контроль только портит репутацию», и прозвучала рекомендация «следить за публикацией законов».
ТАБЛИЦА 4. – РАНКИНГ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО БЛОКА (1-Й КВАРТАЛ 2021 Г.)
Ранг | ФИО | Итог | Авторитетность | Эффективность | Перспективность | Информационная открытость |
2. | Нигматулин Н.З. | 4,67 | 5,32 | 4,50 | 4,91 | 3,95 |
3. | Ашимбаев М.С. | 4,30 | 4,30 | 3,96 | 4,57 | 4,36 |
34. | Асанов Ж.К. | 3,31 | 3,45 | 3,32 | 3,41 | 3,05 |
43. | Мами К.А. | 3,03 | 3,86 | 3,41 | 2,86 | 2,00 |
49. | Нурдаулетов Г.Д. | 2,84 | 3,32 | 2,86 | 2,86 | 2,33 |
52. | Донаков Т.С. | 2,81 | 3,09 | 3,00 | 3,05 | 2,10 |
53. | Бекетаев М.Б. | 2,77 | 2,96 | 2,74 | 3,13 | 2,27 |
54. | Жиенбаев Е. Н. | 2,76 | 2,95 | 3,05 | 3,19 | 1,85 |
Представители силового блока по итогам оценивания сравнительно авторитетны и достаточно эффективны (у 4-х из 7 представителей блока оценки выше 4-х баллов). Интересно, что министр по чрезвычайным ситуациям Юрий Ильин оценивается несколько выше своего коллеги – министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева по критериям эффективности и перспективности.Наиболее информационно открытыми в этой группе были признаны экс-глава финпола Алик Шпекбаев, министры Тургумбаев и Ильин.
ТАБЛИЦА 5. – РАНКИНГ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СИЛОВОГО БЛОКА (1-Й КВАРТАЛ 2021 Г.)
Ранг | ФИО | Итог | Авторитетность | Эффективность | Перспективность | Информационная открытость |
4. | Масимов К.К. | 4,26 | 5,35 | 4,61 | 4,57 | 2,50 |
9. | Шпекбаев А.Ж. | 3,96 | 4,27 | 4,05 | 3,77 | 3,76 |
14. | Исекешев А.О. | 3,73 | 4,45 | 4,10 | 3,90 | 2,47 |
18-19. | Ильин Ю.В. | 3,50 | 3,26 | 4,00 | 3,35 | 3,41 |
29-30. | Ермекбаев Н.Б. | 3,37 | 3,68 | 3,39 | 3,43 | 2,95 |
29-30. | Тургумбаев Е.З. | 3,37 | 3,71 | 3,48 | 3,19 | 3,10 |
44. | Касымов К.Н. | 3,02 | 3,77 | 3,71 | 2,90 | 1,68 |
Работу наиболее многочисленной группы представителей финансово-экономического блока эксперты оценивают недостаточно высоко. Только председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев получил итоговую оценку выше 4-х баллов, в основном за счет высоких оценок авторитетности и перспективности.
Обращает внимание крайне низкая степень информационной открытости представителей этого блока: из 18 участников этой группы 12 – имеют показатели открытости ниже 3-х баллов.
И, конечно, не могут не настораживать низкие оценки эффективности работы представителей финансово-экономического блока правительства и Администрации президента. Самую высокую оценку по критерию «эффективность» получила Наталья Годунова – 4,05 балла (27 место в рейтинге).Хотя эксперты указали на отдельные аспекты ее работы,которые их не удовлетворяют: «почти не общается со СМИ и это плохо, поскольку, как менеджер, достаточно эффективна», «продолжается старая тема – проверки есть, уголовных дел нет».
Что касается других управленцев, то у большинства эффективность ниже 4-х баллов, а у троих – ниже 3-х баллов.
ТАБЛИЦА 6. – РАНКИНГ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛОКА (1-Й КВАРТАЛ 2021 Г.)
Ранг | ФИО | Итог | Авторитетность | Эффективность | Перспективность | Информационная открытость |
5. | Кулибаев Т.А. | 4,06 | 4,91 | 3,96 | 4,22 | 3,14 |
12. | Досаев Е.А. | 3,79 | 4,17 | 3,74 | 4,17 | 3,09 |
13. | Мусин Б.Б. | 3,77 | 3,36 | 3,73 | 3,91 | 4,10 |
17. | Келимбетов К. Н. | 3,55 | 3,78 | 3,30 | 3,74 | 3,36 |
20-21. | Скляр Р.В. | 3,49 | 3,55 | 3,73 | 3,73 | 2,95 |
22-24. | Есимов А.С. | 3,46 | 4,70 | 3,87 | 2,91 | 2,36 |
22-24. | Смаилов А. А. | 3,46 | 3,77 | 3,59 | 3,59 | 2,90 |
27. | Годунова Н.Н. | 3,40 | 3,22 | 4,05 | 3,35 | 3,00 |
28. | Айдарбаев А.С. | 3,39 | 3,61 | 3,82 | 3,57 | 2,57 |
33. | Султанов Б.Т. | 3,33 | 3,50 | 3,45 | 3,50 | 2,86 |
38. | Ногаев Н.А. | 3,21 | 3,32 | 3,45 | 3,45 | 2,62 |
39. | Бозумбаев К.А. | 3,13 | 3,41 | 3,29 | 3,73 | 2,10 |
41. | Сулейменов Т.М. | 3,05 | 3,30 | 3,15 | 3,45 | 2,32 |
42. | Атамкулов Б.Б. | 3,04 | 3,35 | 3,04 | 3,23 | 2,55 |
47. | Жамаубаев Е.К. | 2,93 | 3,04 | 3,14 | 3,09 | 2,45 |
48. | Мирзагалиев М.М. | 2,85 | 2,55 | 2,91 | 2,86 | 3,10 |
50. | Иргалиев А. А. | 2,82 | 2,86 | 2,91 | 3,09 | 2,41 |
51. | Омаров С.К. | 2,82 | 3,00 | 2,86 | 2,95 | 2,48 |
Управленцев из политического блока отличает широкий разброс оценок. Тем не менее, заметно, что на итоговое распределение мест в рейтинге оказывает влияние не критерии авторитетности и эффективности, а оценки управленца по перспективности и информационной открытости.
ТАБЛИЦА 7. – РАНКИНГ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО БЛОКА (1-Й КВАРТАЛ 2021 Г.)
№ | ФИО | Итог | Авторитетность | Эффективность | Перспективность | Информационная открытость |
7. | Байбек Б.К. | 4,01 | 3,96 | 3,70 | 4,52 | 3,86 |
8. | Карин Е.Т. | 3,99 | 3,68 | 3,83 | 4,17 | 4,27 |
11. | Абаев Д.А. | 3,91 | 3,73 | 3,57 | 4,39 | 3,96 |
15. | Кошанов Е.Ж. | 3,67 | 4,23 | 3,91 | 4,00 | 2,52 |
18-19. | Кушербаев К. Е. | 3,50 | 4,09 | 3,95 | 3,14 | 2,81 |
25. | Тлеуберди М.Б. | 3,45 | 3,45 | 3,59 | 3,55 | 3,19 |
32. | Балаева А.Г. | 3,34 | 3,17 | 3,04 | 3,52 | 3,64 |
35. | Имашев Б.М. | 3,28 | 3,61 | 3,22 | 3,52 | 2,77 |
56. | Жаилганова А. Н. | 2,63 | 2,59 | 2,73 | 2,77 | 2,43 |
2021жылы 10 қаңтар күні өткен Парламент сайлауында бақылаушылардың қызметі қаншалықты деңгейде эффективті болды?
Резюмируя все выше сказанное, можно прийти к заключению, что даже раскадровка Правительства в 2019 году и выборы в Парламент в 2021 не помогают повышению рейтинга этих государственных органов.
В рамках исследования был задан вопрос о том, как бы казахстанцы описали свою обычную реакцию на действия\решения властей. А сравнение с результатами опросов в 2017 году позволит сопоставить и понять, как изменилось и изменилось ли в течение 5 лет отношение казахстанцев к решениям и действиям властей.