Covid-19 – бүкіл әлемдегі адамдардың денсаулығына қауіп төндіріп, әлемдік экономикаға, саясатқа үлкен зардабын тигізген пандемия екені белгілі. Індет алты айда жаһанға түгел жайылып, 15 миллионға жуық адамға жұғып, бүкіл әлемді дүр сілкіндірді. Бүгінде пандемияның алдын алу, күресу төрткіл дүниенің алдында тұрған үлкен сын-тегеурін. Әлі күнге дейін көптеген елдер коронавирустан бас көтере алмай жатыр, сол елдердің қатарында Қазақстан да бар.
Қазақстанда коронавирустық инфекцияның алғашқы белгілері 2020 жылдың 13 наурызында тіркелді. Ресми статистикаға сүйенер болсақ, 21 шілдеде Қазақстанда 73 468 инфекция жағдайы тіркелген, оның ішінде 45 376 айығып, 585 пациент дүниеден озған. Қазір COVID-19 диагнозы анықталған 28 мыңға жуық науқас ауруханаларда ем алуда.
Мақаланың мазмұны:
1. Бәрі неден басталды?
2. Төтенше жағдай
3. COVID-19 өзге елдерде жағдай қалай болды?
4. Қазіргі жағдай қандай?
5. Мақаланың соңғы бөлімінде Жамбыл, Ақтөбе облыстарындағы және Алматы, Шымкент қалаларындағы пандемиялық жағдай суреттелген
Мақаланың толық нұсқасы
ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия»
На сегодняшний день позиции действующего Премьер-министра страны А.Мамина представляются неустойчивыми. Крайне жестко по поводу эффективности Правительства в целом высказался Президент К.Токаев, пригрозив отставками. В рейтинге управленческой элиты по итогам второго квартала он спустился с третьего места на девятое; эксперты подвергли критике его способность организовать межведомственное взаимодействие в условиях карантина.
Встает вопрос: а какой Премьер-министр нужен сегодня стране?
Чтобы выявить «идеальный образ» следующего Премьер-министра Казахстана, в случае отставки нынешнего, был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 44 эксперта.
Согласно результатам исследования, уровень привлекательности самого поста премьер-министра является предметом спора. Около 5% экспертов отметили, что в настоящее время нет смысла стремиться к высшей должности в системе исполнительной власти. По мнению 32% участников экспертного опроса, должность Главы Правительства имеет для казахстанских политиков низкую привлекательность.
Тем не менее, каждый второй эксперт видит в этой должности немало достоинств и считает ее очень привлекательной для политиков-управленцев. 14% опрошенных считают, что пост премьер-министра имеет средний уровень привлекательности для дальнейшего роста некоторых политиков.
ДИАГРАММА 1. – ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТИ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА КАЗАХСТАНА (%)
Опрос показал, что у экспертов есть конкретные требования к образу идеального кандидата на пост премьер-министра. В первую очередь, будущий премьер должен быть самостоятельным и иметь собственные взгляды. Данные черты необходимы как в реалиях кризиса, так и после него, для успешной реализации собственных инициатив. Кроме этого, будущему премьеру, как главе исполнительной власти очень важно быть ответственной персоной для эффективного исполнения тех или иных государственных задач.
В ходе опроса эксперты отметили важность профессионализма и решительности при исполнении должностных обязанностей премьер-министра: «профессионализм в качестве управленца и решительность в плане инициатив позволяет принимать и реализовывать ключевые и неординарные решения». Кроме вышеперечисленных характеристик, чрезвычайно важными в условиях кризиса также рассматриваются навыки кризис-менеджера и принципиальный характер.
Среди редких вариантов ответа, объединенных в вариант «другой», предлагались и такие, как: «способность сбалансировать интересы общества, бизнеса и государства», «готовность пожертвовать репутацией ради реформ», «последовательность».
ДИАГРАММА 2. – ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЛЯ КАНДИДАТА НА ПОСТ СЛЕДУЮЩЕГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА СТРАНЫ (открытый вопрос, %)
В большинстве случаев будущий премьер-министр страны видится экспертам человеком в возрасте от 46 до 55 лет (52%). 18% участников опроса отдают предпочтение кандидату в возрасте от 55 до 63 лет. Еще меньше экспертов (11%) допускают кандидатуру из молодого поколения (35-45 лет). 16% участников отметили, что возраст не имеет значения для назначения на должность премьера.
ДИАГРАММА 3. – ВОЗРАСТ ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)
Что касается образовательного бэкграунда, то по трети экспертов считают, что кандидату на пост главы Правительства следует иметь экономическое или техническое образование (39% и 32% соответственно). Более 10% участников опроса отдают предпочтение кандидату с гуманитарным или техническим образованием. По мнению экспертов, политики с сельскохозяйственным и финансовым образованием еще меньше подходят роли премьер-министра страны.
Каждый третий участник опроса (36%) считает, что полученное образование не имеет принципиального значения для премьера.
ДИАГРАММА 4. – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЭКГРАУНД ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)
Важным представляется наличие у кандидата на пост премьер-министра наличие управленческого опыта на разных уровнях государственного управления. По мнению большинства экспертов, следующему премьер-министру принципиально важно иметь опыт работы на региональном уровне (82%). Также немаловажен опыт в отраслевом управлении (68%) и в центральных органах власти (68%).
Менее трети экспертов (по 30%) обратили внимание на важность наличия у кандидата опыта работы в корпоративном секторе и бизнес-структурах. Опыт работы в некоммерческом секторе, будь то международная организация, общественная организация или академическая структура, по мнению экспертов, не имеет высокой ценности для кандидата в премьеры.
ДИАГРАММА 5. – ОПЫТ РАБОТЫ ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)
Большинство опрошенных отмечает, что при назначении нового премьера, его партийная принадлежность не важна (66%). Каждый пятый эксперт считает, что премьер не должен иметь партийную идентификацию. Около 10% участников опроса видят на посту главы Правительства только людей из партии «Нұр Отан». Другие действующие политические партии не были упомянуты в связи с партийной принадлежностью идеального премьер-министра.
ДИАГРАММА 6. – ПАРТИЙНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)
Что касается социального статуса будущего премьер-министра, 41% участников опроса не считает этот аспект значимым. Каждый четвертый участник опроса считает, что премьером может стать только действующий политик из центрального аппарата или министерского уровня (27%). Судя по ответам экспертов, другие ниши – крупный бизнес, МИО, корпоративный сектор, НГО – вряд ли могут стать бассейном рекрутирования премьера.
ДИАГРАММА 7. – СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)
Эксперты достаточно демократично относятся к месту рождения кандидата на премьерский пост: потенциально он может быть выходцем из любого региона Казахстана, с небольшими исключениями. При этом несколько чаще местом рождения назывался Алматы. В то же время, около 40% участников экспертного опроса не стали содержательно отвечать на вопрос по причине малой значимости данного фактора.
ДИАГРАММА 8. – РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)
По мнению каждого третьего эксперта, лучшим вариантом было то, что премьер-министра страны оставался нейтральным по отношению к сформировавшимся в стране кланам. Это позволит будущему премьеру самостоятельно действовать и эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Что касается оценок удаленности кандидата от двух центров принятия решений в стране – «Библиотеки» и Акорды – наблюдается интересная картина. Около 7% экспертов считают, что следующий премьер должен уметь балансировать между двумя полюсами политической власти. Такая же доля экспертов видит идеальным максимальную лояльность кандидата Елбасы. И такая же доля экспертов считает, что премьером должен быть политик из команды действующего Президента.
ДИАГРАММА 9. – ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛАН ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)
Согласно оценкам экспертов, для кандидата на должность премьер-министра одинаково важно быть узнаваемым как в республиканском масштабе, так и в профессиональных кругах. Шансы кандидатов, известных только на местном уровне, можно считать мизерными. Около 10% экспертов отмечают, что известность политика не является важным критерием для эффективной работы на посту главы Правительства.
ДИАГРАММА 10. – УРОВЕНЬ ПУБЛИЧНОСТИ ИДЕАЛЬНОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ДЛЯ КАЗАХСТАНА (%)
Итак, вырисовывается следующий собирательный «идеальный образ» премьер-министра для Казахстана, по версии экспертов. Это человек, имеющий собственные взгляды, ответственный, компетентный и решительный политик в возрасте 46-55 лет, имеющий базовое экономическое или техническое образование, прошедший горнило работы на региональном и центральном уровнях управления, знающий отраслевую деятельность, вне зависимости от партийной принадлежности, предпочтительно нейтральная фигура с точки зрения клановой принадлежности, при этом одинаково узнаваемый, как на республиканском уровне, так и в профессиональных кругах.
Кого из казахстанских политикой эксперты рассматривают в качестве кандидатов на пост премьер-министра, читайте в следующем материале...
ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия»
25 июля 2020 года заканчивается двухнедельный срок, который дал президент К.Токаев правительству А.Мамина на исправление ситуации в стране.
Чтобы выявить ожидания и прогнозы «по возможности правительства работать в целом в этом составе», 14-16 июля 2020 года был проведен опрос, в котором приняли участие 44 эксперта.
Полученные результаты указывают на то, что ожидания отставки правительства в экспертной среде присутствуют: более 70% опрошенных сделали прогноз возможности отставки в диапазоне от 50% до 100%. Средний показатель варьирует на уровне 55-56%.
ДИАГРАММА 1. - ВЕРОЯТНОСТЬ ОТСТАВКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА А.МАМИНА ДО КОНЦА ИЮЛЯ 2020 Г., (%)
Какого обновления Правительства ожидают эксперты? Участники опроса считают, что состав Правительства если и изменится, то не полностью, - максимум на 80%, как минимум 4 члена правительства должны сохранить свои кресла. При этом, треть экспертов считает, что ротации подвергнется только половина состава Правительства, каждый десятый эксперт считает, что будет замена не более 30% министров.
ТАБЛИЦА 1. – СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ИЗ 21 ЧЛЕНА ПРАВИТЕЛЬСТВА СОХРАНЯТ СВОИ ПОСТЫ (БУДУТ ПЕРЕНАЗНАЧЕНЫ) В СЛУЧАЕ УХОДА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТСТАВКУ? (%)
Количество членов Правительства, которые сохранят свои посты | % |
21 | 4,8 |
17 | 9,5 |
16 | 4,8 |
15 | 11,9 |
13 | 2,4 |
12 | 2,4 |
11 | 16,7 |
10 | 19,0 |
9 | 7,1 |
7 | 2,4 |
6 | 2,4 |
5 | 11,9 |
4 | 4,8 |
В первую очередь, по оценкам экспертов, в смене руководства нуждаются министерства национальной экономики; труда и социальной защиты; цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности; внутренних дел (более 40% ответов).
ДИАГРАММА 2. – РЕЙТИНГ МИНИСТЕРСТВ, КОТОРЫМ ТРЕБУЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СМЕНА РУКОВОДИТЕЛЯ
Отставки в акимском корпусе ожидаются в меньшей степени, чем отставки в Правительстве: около 60% опрошенных прогнозируют возможность смены глав регионов в диапазоне от 50% и выше.
ДИАГРАММА 3. - ОЦЕНИТЕ ВЕРОЯТНОСТЬ ОТСТАВОК В КОРПУСЕ ОБЛАСТНЫХ АКИМОВ ДО КОНЦА ИЮЛЯ 2020 Г.? (%)
Среди экспертов высоки ожидания отставок акимов трех городов республиканского значения – Нур-Султан, Алматы и Шымкент – и Атырауской области (показатели выше 40%).
Вторая группа руководителей регионов, в отношении которых высоки ожидания отставок (30-37%), - это акимы Алматинской, Мангистауской и Восточно-Казахстанской области.
ДИАГРАММА 4. – РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ, В КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СМЕНА РУКОВОДИТЕЛЯ (%)
Каким представляется «идеальный образ» премьер-министра Казахстана читайте в следующем материале...
Второй квартал текущего года ознаменовался ухудшением эпидемиологической ситуации в стране, введением экстренных мер по стабилизации ситуации и неочевидностью социально-экономических последствий данных мер на страну и население. Таким образом, ключевыми факторами, повлиявшими на места в рейтинге во втором квартале, оставались оценки позиций и действий управленцев в рамках сдерживания пандемии с усилением внимания к их работе по решению нарастающих социально-экономических проблем.
Начало года для руководителей регионов страны ознаменовалось ослаблением оценок...